Одноразовые маски и транспорт: как пандемия влияет на экологию

Несколько недель назад в сети опубликовали новости о том, что каналы Венеции очистились, а в них появились лебеди. Фотографии оказались фейком, но положительные изменения в экологической ситуации действительно есть. За время карантина количество выбросов СО2 в мире уменьшилось, а в китайской провинции Хубэй увеличилось среднее число «дней с хорошим воздухом». Специалисты Greenpeace и «Собиратора» объясняют, что происходит с экологией и как долго продлится положительная динамика.

Снижение выбросов СО2 и сокращение производства угля

В феврале выбросы СО2 в Китае сократились на четверть по сравнению с прошлым годом. Это произошло из-за спада производства, сокращения потребления угля (на 36%) и числа авиаперелётов. Снизился и уровень загрязнение воздуха: уровни диоксида азота (NO2) стали ниже на 37%.

Также сократилось сжигание угля в энергетических целях, которое является одним из основных источников парниковых газов. Из-за сжигания угля в атмосферу попадают токсичные соединения, которые ухудшают качество воздуха вблизи угольных электростанций и приводят к дополнительной заболеваемости и смертности населения. Но, по мнению главного эксперта «Собиратора» Валерии Коростелёвой, экосистемы не смогут полностью восстановиться за пару месяцев.

Сокращение транспортного потока

По словам руководителя климатического проекта Greenpeace в России Василия Яблокова, транспорт является основным источником загрязнения воздуха в крупных городах: на его долю приходится 80–90% выбросов вредных веществ. В первую очередь это оксиды азота, серы и углерода: «Из-за мер по борьбе с пандемией количество транспорта на дорогах значительно снизилось, что вместе с погодными условиями повлияло на уменьшение концентрации вредных веществ».

При этом, по мнению Яблокова, для положительного эффекта необходимы системные изменения: сокращение количества личного автотранспорта и переход на электрическую тягу, развитие комфортного и экологичного общественного транспорта, велосипедной и пешеходной инфраструктуры.

Валерия Коростелёва считает, что при повышении цен на бензин люди скорее продадут машины и перейдут на каршеринг: «Электромобили пока стоят дороже, чем бензиновые машины: те, кто может их купить, не экономят на бензине, поэтому смысла менять транспорт нет». Также она говорит о том, что электромобили в других странах популярнее из-за отсутствия налогов и ввиду льгот на парковку и езду по платным дорогам, а также развитой инфраструктуры зарядных станций. «Пока сложно оценить глобальный эффект, так как в разных городах и даже районах люди по-разному реагируют на режим самоизоляции. В Москве машин стало меньше – один балл трафика в понедельник, но они всё равно ездят», – объясняет Валерия.

Переработка медицинских отходов

Пока что в России не налажена утилизация медицинских и лекарственных отходов – они отправляются на свалки, промываются осадками и попадают в грунтовые воды. Василий Яблоков объясняет, что одноразовые медицинские маски чаще всего делают из пластика спанбонда повышенного класса опасности: «Чтобы обезвредить и переработать маску, нужно организовать пункты приёма и систему обработки. Если она попадёт в окружающую среду, то разлагаться будет долго, а с вирусом она станет ещё опаснее». Сейчас доступны три варианта утилизации отходов, содержащих вирусные и инфекционные микроорганизмы:

  • Выбросить в мусорное ведро, поместив в плотно завязанный пакет.
  • Отнести в медицинское учреждение, где есть централизованный сбор отходов. Но мы не рекомендуем лишний раз выходить из-за этого на улицу.
  • Сдать маску на сжигание. В Москве медицинские отходы можно сдать в компанию «Управление отходами» за дополнительную плату.


Эксперты Greenpeace и «Собиратора» советуют разрезать маску ножницами или отрезать резинки, чтобы предотвратить их незаконную продажу. Все три способа не очень экологичны, поэтому, если вам необходимо носить маску, используйте многоразовую – её легко сделать самостоятельно. Ведущий научный сотрудник Института клинической экспериментальной медицины и профессор вирусологии Александр Чепурнов советует делать маску из марли, складывая её в 16–32 слоя. «Главное – менять её через несколько часов или раньше, если она станет влажной. Хорошо иметь для неё герметичный мешочек. Чтобы использовать маску повторно, её нужно прокипятить, а затем прогладить утюгом. Но лучше просто оставаться дома. Оставьте маски врачам, которым они намного нужнее», – рассказывает Василий.

Что произойдёт после карантина

Эксперты сходятся в том, что передышка для атмосферы Земли из-за коронавируса будет временной. Валерия Коростелёва говорит о том, что главное – сокращать количество отходов. Покупайте товары без упаковки или в той, которую можно сдать в синий контейнер у дома. В Москве в придомовые баки для вторсырья можно сдать картон и макулатуру (сложить в полиэтиленовый пакет), стекло, металл, пластиковые бутылки, канистры, флаконы, вёдра, тазы, ящики. В ЦАО и САО также можно сдавать упаковки из-под молока и сока, вспененные подложки и пенопласт.

По мнению Greenpeace, пандемия – худшая причина для сокращения парниковых газов и токсичных веществ. Она уносит тысячи жизней, а выбросы снижаются из-за разрушения экономики: «Экономический спад в связи с COVID-19 может отложить многие крупные проекты и многомиллиардные инвестиции в чистую энергетику, которые необходимы для предотвращения потепления планеты до опасного уровня. Без специальных мер по охране окружающей среды для восстановления экосистем потребуется значительно больше времени, чем два месяца карантина».

Теги: экология