Экотовары: поддерживают ли экологию многоразовые аксессуары?

В России появляется всё больше инициатив, связанных с экологичным образом жизни. Одна из основных – переход на экотовары, которые заменяют привычные пластиковые аналоги. Но возможно ли каким-то образом повлиять на экологию, приобретя шопер, многоразовый стакан и железную трубочку? How to Green спросил об этом соосновательницу zero waste – магазина «Котомка» Катерину Сиденко и консультанта по устойчивому развитию Романа Селивана. Спойлер: мнения оказались полярными.

Катерина Сиденко, соосновательница zero waste – магазина «Котомка»

«Я думаю, что мир сам постепенно пришёл к экологичному образу жизни. Всё к этому шло. Люди вдруг начали осознавать проблему и транслировать её в общество. Катализатором, по моему мнению, стали статьи автора концепции zero waste Беа Джонсон в New York Times и написание бестселлера Zero Waste Home. Я считаю, что сокращение количества одноразового пластика и одноразовых предметов может сильно улучшить ситуацию.

Экологическую обстановку на планете можно спасти – добиться этого можно сортировкой мусора и правильной утилизацией, ответственным потреблением и производством, чистой и недорогостоящей энергией, сохранением экосистем, принятием гендерного равенства. Всё это связано между собой.

На преодоление привычек поведения нужно время, это нормально и правильно, поэтому я думаю, что нужно начинать с малого. Стоит начать вводить новые привычки в свой образ жизни и идти дальше. Не нужно бояться страшного слова "отказ" и воспринимать его как ограничение, переход на что-то неудобное. Стоит лишь попробовать. Многие вещи многоразового использования на деле оказываются намного приятнее и удобнее. При этом экотовары, безусловно, могут повлиять на положение вещей. Важно лишь не утонуть в их разнообразии, а выбрать действительно работающие вещи, которые у каждого свои. Если кто-то любит выпить горячий кофе по пути на работу, ему стоит попробовать завести многоразовую кружку и брать её с собой. Отличным бонусом будет скидка, которую дают многие кофейни при заказе напитков в свой стаканчик.

При походе в магазин можно попробовать заменить пластиковые пакеты на банки, мешки и шоперы. Совсем не обязательно затрачивать финансы. Из старой наволочки может выйти отличный мешок, а банка из-под джема может служить контейнером для рассыпного чая или специй.

Также советую изучить свой мусорный контейнер. Что чаще всего в нём оказывается? Ради эксперимента можно попробовать сократить один вид выбрасываемого предмета, например пластика. Обязательно стоит начать сдавать один из видов вторсырья – найти пункты сбора может помочь карта recyclemap. Ещё одно важно – делиться своим опытом со своими родными и друзьями, распространяя эту идею. В силах каждого изменить свои привычки, главное – точно знать, для чего это делать. Каждый человек может внести свой вклад. И вклад каждого очень важен. Всё в наших руках».


Роман Селиван, консультант по устойчивому развитию, основатель компании POPS (Planet Of Post Sustainability)

«Мировые климатические изменения становятся всё более очевидными. Проблемы экологии влияют на все сферы жизни человека, и глупо было бы их игнорировать. Ещё в 2015 году 195 странами был подписан Парижский договор, цель которого – удержать глобальное повышение средних температур на уровне 1,5 градуса Цельсия. По словам учёных, единственный способ остановить потепление – это снизить выброс углекислого газа в атмосферу.

Раньше экологи все как один твердили, что необходимо снижать темпы потребления. Однако очевидно, что если это произойдёт, то вся финансовая система попросту рухнет и наступит кризис. Из этих соображений возникла тройная концепция устойчивого развития, которая подразумевает сохранение экономического роста в балансе с защитой окружающей среды и развитием социума.

Из-за всеобщей шумихи экология стала модной темой – компании стали буквально кричать о своей экологичности, блогеры повально начали советовать экотовары, везде появились соответствующие магазины, кафе и инициативы. С одной стороны, это безусловно хорошо: чем больше людей информированы об экологических проблемах, тем больше вероятность того, что они начнут с ними бороться. Но вместе с этим появляется новая проблема: как отличить настоящего борца за экологию от человека, который просто хочет раскрутиться на этой теме? Нужно анализировать, следует ли бренд концепции устойчивого развития, так как в таком случае компания на популярности темы и поднимет продажи, и сделает вклад в заботу об окружающей среде.

Когда вклад компании в проблему экологии не сопоставим с их заявлениями, появляется гринвошинг – явление, при котором компания просто позиционирует себя как экологичную, но на деле такой не является. Неправильно говорить: "Мы – экокомпания", но при этом продавать свои продукты в пластиковых пакетах.

Улучшить экологическую обстановку на планете может несколько факторов. Во-первых, это осведомлённость населения о том, что происходит с экологией. В России очень маленький процент людей имеет об этом представление. Это обусловлено высоким уровнем скепсиса по отношению к информации про экопроблемы, так как она в основном исходит из западных источников. Во-вторых, человечеству нужно не только знать о количестве мусора на планете, но и не производить новый. Нужно понять, как производить товары таким образом, чтобы всё сырьё после использования возвращалось на завод. Это называется экономика замкнутого цикла, и только при переходе на неё возможно решить многие экологические проблемы.

Но это всё про глобальное. В контексте изменений стоит упомянуть и персональную ответственность человека за то, что он делает, как он потребляет, куда выкидывает мусор и так далее. Каждый человек каждый день оставляет после себя какое-то количество мусора – и людям стоит воспринимать упаковки не как отходы, а как сырьё. На пути к осознанности начинать нужно с малого. Например, выключать воду, когда чистишь зубы.

Ну и, конечно же, стараться использовать экотовары. Но на самом деле это довольно сложный вопрос. Тут нужно понять, что человек для себя считает "экотоваром". Экомех, экокожу? Это плохие экологические товары, природе они навредят больше, чем натуральные аналоги. Поэтому каждый экотовар должен быть проверен независимыми экспертами. Но очевидно, что на практике это почти что невозможно. Могут ли как-то экотовары в понимании медиа повлиять на экологию? Безусловно, могут, причём в хорошем смысле. Но все ли? Это дискуссионный вопрос. Да, можно носить шоперы, есть из тарелок из кокоса, пользоваться твёрдым шампунем без упаковки, но пока научно не доказано конкретное влияние такого использования на окружающую среду. Пока невозможно чётко понять, что конкретно "эко", а что нет. К тому же пока что нельзя посчитать, сколько именно людей перешли на осознанное потребление и пользуются zero waste – товарами. Из-за этого нет точного ответа на вопрос, могут ли экотовары повлиять на экологию. В теории – да, могут. На практике – неизвестно.

Вообще, на мой взгляд, в России не хватает даже не практики, а именно теории. Для начала нужно стремиться к тому, чтобы как можно больше людей знали, что если мы не начнём заботиться об экологии, то в самом ближайшем будущем мы все можем умереть от наводнения, аномальной жары или кислотных дождей. Россия только начинает приближаться ко всеобщему экологическому буму (например, к раздельному сбору мусора), и нужно прикладывать все усилия к информированию жителей нашей страны. То, что делают наши СМИ в этом отношении, прекрасно. Первым всегда идёт продвинутое меньшинство, которое, я надеюсь, в будущем задаст ещё более глобальный тренд на экологичность. Нужно, чтобы условные инфлюенсеры вложили простым людям в голову то, что сортировать мусор – это модно, а выкидывать всё один контейнер – моветон. Когда эта мысль укоренится в голове абсолютно у каждого, произойдёт глобальный сдвиг.

К сожалению, у человечества не так много времени на то, чтобы это стало новой нормой: учёные дают нам не более 100 лет. По прогнозам, к 2100 году температура по всей планете вырастет на 2 градуса. Эти градусы могут запустить таяние ледников, и это необратимый эффект. По целям ООН, люди должны гарантированно начать улучшать экологическую обстановку к 2030 году – по крайней мере, именно до этого года у организации сформулированы тезисы по развитию.

Если резюмировать моё мнение, то я считаю, что на данном этапе самое важное – это информирование, а не использование. Те, кто уже перешёл на осознанное потребление и экотовары, конечно же, делают огромный вклад в экологическую обстановку, однако пока что этих людей слишком мало. Чтобы были видны какие-то изменения, их количество должно быть значительно больше. Для этого, пока что, необходимо трубить по всем фронтам: "Нужно срочно меняться. Иначе конец неизбежен"».