Откуда берутся бездомные животные и помогают ли приюты? Отвечают эксперты

Сейчас в России живёт от 14 до 23 миллионов бездомных собак, а кошек — от 7 до 40 миллионов. В Москве есть 13 городских приютов, но количество животных не сокращается. Корреспондентка How to Green поговорила с экспертами о том, как гуманно решить эту проблему, какая помощь нужна животным и почему их уничтожение — не выход.

Ирина Кудрина, руководитель фонда «Счастье Даром» и волонтёр муниципального приюта «Красная Сосна»

— В чём разница между частными и муниципальными приютами?

— Я — волонтёр муниципального московского приюта. В такие, как наш, собаки поступают только через официальные службы отлова. Если человек видит в своём районе собаку, то он может оставить заявку в ГБУ «Жилищник» по месту жительства, указав местонахождения животного, — тогда его заберут и отвезут в муниципальный приют. В частный приют можно отдать собаку в зависимости от наличия мест. Это может быть платно или бесплатно.

Муниципальный приют содержится на средства государства: их выделяют на содержание животных, сухой корм, ежегодную обработку от паразитов и прививки. После прибытия в приют собак прививают, чипируют и стерилизуют. После этого они попадают на карантин (от двух недель до месяца) и распределяются в вольеры. Ещё государство выделяет средства на зарплаты сотрудникам, которые чистят вольеры, насыпают корм, наливают воду и выпускают собак в выгул на территории приюта (20 минут в день для одного вольера). Гуляют вне приюта, занимаются социализацией и пристройством — волонтёры.

Некоторые животные, попадающие к нам, находятся в состоянии стресса после отлова, некоторые — дикие (таких собак никто никогда не гладил, из-за чего они боятся людей и не умеют ходить на поводке). Тогда волонтёры занимаются социализацией и воспитанием. Помимо этого, волонтёры следят за здоровьем собак, хотя в приютах есть ветеринары. У нас он один на 300 собак, и ему физически тяжело осмотреть всех. Иногда собаки дерутся между собой и могут появляться раны — об этом ветеринару сообщает волонтёр.

В муниципальном приюте не предусмотрена оплата экстренной медицинской помощи. Например, муниципальная компания не организует экстренный вывоз собаки в клинику, если ей стало плохо. Волонтёры вывозят животных в клиники за свой счёт и за счёт пожертвований. Муниципальная компания не несёт за это никакой ответственности и не предоставляет средства, так как работает по тендеру и не может выделить деньги здесь и сейчас.

Поэтому в приютах нехватка волонтёров. Сейчас у нас 150 волонтёров и всё равно есть собаки, которые находятся без внимания, которыми не занимаются. Также добровольцы заняты пристройством и размещением собак на разных ресурсах — любой желающий может помогать и удалённо.

— Догхантеры — кто это такие и чем они опасны?

— Люди, которые ненавидят собак, со своей идеологией — о том, что они «чистильщики города», но это абсолютно не соответствует их действиям. Они травят собак, при этом часто страдают домашние животные. Догхантеры почему-то считают, что они вправе распоряжаться судьбами животных. В нашем приюте, несмотря на то что все животные находятся на «нашей» территории, не мешают и не нападают ни на кого, были ситуации, когда догхантеры подкидывали отраву к воротам. Часть животных мы смогли спасти капельницами, но были и те, кому мы не успели помочь. Это было несколько лет назад, и сейчас нас оставили в покое. Но догхантеры ещё есть, и я не знаю, как с ними можно бороться. Только законом и наказанием, которое будет работать. Пока что они выставляют своё поведение как геройство: хвастаются и выкладывают фотографии, как мучаются животные.

И конечно, важно соблюдать меры безопасности: надевать поводок и закрытый намордник, в котором собака не сможет ничего съесть на улице.

Иванова Елена Ивановна, член Экспертного совета комиссии по экологической политике Московской городской думы, член рабочей группы по подготовке законопроекта «О жестоком обращении с животными»

— Как сократить количество бездомных животных на улице?

— Все бездомные животные на улицах наших городов и посёлков — в прошлом бывшие домашние. Они не падают с неба, это результат безответственности. Чтобы их стало меньше, нужно ввести государственное регулирование численности животных, «перекрыть кран» их появления. Самое большое количество животных, ставших бездомными, — это выброшенные гражданами животные, нежелательное потомство домашних. Люди не задумываясь выставляют на улицу коробки с щенками, котятами, беременных собак и кошек, причём ни порода, ни размеры не имеют значения — выбрасывают всех. И все эти бывшие домашние питомцы не приспособлены к жизни на улице — они либо просто умирают от голода и болезни, либо тут же становятся жертвами догхантеров. Одно из самых жестоких и страшных явлений нашей сегодняшней действительности.

Единственный гуманный способ остановить появление нежелательного потомства — своевременная стерилизация владельческих животных. Она должна быть доступной, а лучше бесплатной в первые несколько лет. Население нужно просвещать о стерилизации. Это на самом деле абсолютно безобидная и лёгкая операция, которая избавит ваше животное и вас от множества проблем. В принятом законе «Об ответственном обращении с животными» отказ от содержания животного считается жестоким обращением. Значит, нужно ввести административную ответственность владельца за выброшенное животное в виде штрафа. А чтобы узнать, чьё животное оказалось на улице, необходимо на законодательном уровне ввести обязательный учёт и идентификацию. И эта процедура также должна быть бесплатной в первые несколько лет.

Следующий источник появления бездомных животных — потомство уже уличных собак и кошек. Их не так много, и это решается законодательно введённой программой «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат» (ОСВВ. — Прим. ред.).

И последний источник — теневой бизнес по разведению животных, который приносит огромные заработки, параллельно пополняя ряды бездомных теми, кого не взяли, кого выбраковывают разведенцы. Разведение и содержание животных происходит в чудовищных условиях, они и их потомство лишены ветеринарной помощи, сидят в тесных клетках без движения годами, а потом их просто выбрасывают. Всё это уголовно наказуемо и должно быть запрещено.

Для того чтобы бороться с увеличением бездомных животных, в европейских странах введён налог на нестерилизованное животное. Если человек берёт животное из приюта, то он вообще не платит налоги; если стерилизует — то налог минимальный, а без стерилизации налог возрастает. Так эту проблему и решили, закрыв основную причину появления питомцев на улицах. В Германии уже давно люди даже не знают, что такое бездомное животное.

У нас, конечно, нельзя вводить налог сейчас — многие животные сразу окажутся на улице. Поэтому, кроме ОСВВ, мы боремся за то, чтобы появилась обязательная бесплатная регистрация владельческих животных, чтобы стерилизация стала льготной, более доступной. Тогда мы сможем радикально сократить рост количества бездомных животных. Стерилизовав до 70% животных, в Болгарии решили проблему примерно за пять лет.

Стерилизация — единственный доступный и гуманный метод. Как показала практика России, Шри-Ланки и Индии, убийства уличных животных не помогают. На место старых приходят новые, ещё более агрессивные. Тогда как стерилизованное и вакцинированное животное не пускает на свою территорию других, в том числе крыс и лис, которые подвержены бешенству. Природа и человек не придумали способа лучше, чем стерилизация.

— Помогут ли новые приюты?

— По закону «Об ответственном обращении с животными» приюты обязаны строить, они — неотъемлемая часть программы ОСВВ. Бездомное животное в первую очередь должны доставлять именно в приют, где его осматривают, оказывают при необходимости ветеринарную помощь, стерилизуют, вакцинируют, чипируют, ставят бирку на ухо и в том случае, если оно неагрессивное, возвращают на прежнее место обитания. Как показывает практика, возврату подлежат 60–80% отловленных животных. Остальные остаются в приюте, их социализируют и пристраивают. Если оставлять в приюте всех, то есть ввести программу безвозвратного отлова, как это сделала Москва в 2008 году, не перекрывая поток выбрасываемых гражданами животных, то приюты заполняются и переполняются мгновенно, а проблема бездомности не решается никоим образом.

Только обязательная регистрация и доступная стерилизация, существенная материальная ответственность за выброшенное животное в сочетании с программой ОСВВ для бездомных — единственный гуманный, экономически и биологически оправданный путь борьбы с бездомностью. Именно этот метод оправдал себя в ряде европейских стран и в тех российских регионах, где его уже успешно применяют. Он рекомендован Всемирной организацией здравоохранения и Всемирным обществом защиты животных.

— Какие законы защищают животных в России?

— Из российских законов сейчас есть только статья 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными», которая работает крайне плохо. Она несовершенна и требует новой редакции: вторая часть статьи, которую отредактировали три года назад и в которой увеличили наказание до пяти лет лишения свободы, оказалась неработающей, так как в первой части нужно доказать, что люди издевались и убивали животных из корыстных или хулиганских целей, а это чрезвычайно трудно. То есть наказывают не за сам факт жестокого обращения. В России почти не применяют эту статью.

Ещё появился долгожданный «Закон об ответственном обращении с животными», который изначально хотели назвать так: «Защита животных от жестокого обращения». В нём есть статьи, где прописано, что животных нельзя убивать и что относиться к ним нужно должным образом, где прописаны правила содержания, однако этот закон тоже практически не защищает.

В статью 245 УК РФ нужно внести чёткое определение жестокого обращения. Оно значительно шире, чем убийство или истязание: это и отказ от содержания животного, и ограничение в получении воды и пищи. И нет ни одной поправки в Кодексе административных правонарушений. Закон можно не исполнять, если наказания нет, что и происходит сейчас в России.

Кроме того, необходимо снизить возраст привлечения к уголовной ответственности за такие преступления, — сегодня это совершеннолетние, но уже в 14 лет человек осознаёт свои поступки и их последствия. Как показывает статистика, количество случаев жестокого обращения с животными среди подростков выросло. Более того, российские и международные исследования говорят, что 80% несовершеннолетних, которые осуществляли преступления над животными, впоследствии совершают тяжкие преступления над людьми.

Опасны ли бездомные животные?

Любые животные, если не обращаться с ними соответствующим образом или проявлять к ним агрессию, могут быть агрессивными — и домашние, и бездомные. По статистике, как ни странно, самое большое количество покусов исходит от домашних невоспитанных питомцев. Уличные же животные становятся могут стать кратковременно агрессивными в двух ситуациях: когда самка защищает детёнышей или когда они сбиваются в стаи и начинается гон (естественный половой цикл нестерилизованной собаки. — Прим. ред.). Но практика проведения программы «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат» (ОСВВ) показывает, что немотивированно агрессивных животных всего 1–2%. Большинство отловленных кошек и собак подлежат обратному выпуску в среду обитания, остальные 10–15% готовы к социализации.

Бездомные кошки вообще не представляют никакой опасности. А бездомные собаки на генетическом уровне ориентированы на человека. Они привязаны к людям, всё равно держатся рядом.

— Что делать, если вы увидели бездомное животное?

— Сначала нужно проверить, нет ли у животного ошейника (это может быть потеряшка) или метки/бирки: обратиться к местным собачникам, гуляющим, поспрашивать. Если животное растерянно и испуганно, то оно точно домашнее. По возможности придержать дома и дать объявление — в сети и расклеить листовки в месте, где нашли. Если это бездомное животное, а в ухе бирка, значит, оно стерилизовано и вакцинировано. Нужно хотя бы накормить его и дать воды. К сожалению, у нас нет ни службы экстренной помощи, ни единой системы учёта, поэтому сложно помочь даже потеряшкам.

Бывает, что хозяева животного умерли, родственникам оно не нужно — и люди бросают его в лесу, привязывают к забору или около магазина. Если это Москва, то в каждом округе есть своя служба отлова и приюты, поэтому нужно обратиться в управу по месту, где вы нашли животное. Оно не должно погибать на привязи.

Если вы стали свидетелем жестокого обращения с животным, постарайтесь остановить его, позвать на помощь прохожих, вызвать полицию, снять видео и потом обязательно написать заявление.

— Почему нельзя запирать продухи в подвалах от кошек?

— Кошки всегда спокойно жили рядом с людьми на улице, но с 2003 года с ними начали борьбу. В подвалы заделывают продухи только для борьбы с бездомными кошками, но данные отверстия нужны для поддержания правильной температуры, так как делаются с расчётом тепловых потерь. Но потом их решили закрывать, не спросив мнения собственников квартир.

В результате по всей стране ежегодно умирает огромное количество кошек, они не выживают даже при температуре −7. А ведь это одно из самых популярных домашних животных, очень многие пожилые люди подкармливают их, и для них смерть животных — трагедия. Максимум, что сейчас возможно сделать зоозащитникам, — это заглянуть и поискать кошек в подвале, что почти нереально: они прячутся и найти их сложно. После подвал заваривают. Животные мучительно погибают там от голода и жажды, и такие уроки жестокости проводят на глазах у всех. А потом мы удивляемся, откуда у нас в обществе жестокость и равнодушие. Поэтому мы годами боремся за то, чтобы люди перестали заваривать продухи в подвалы. Тем более что они не помеха для крыс. Крысы перегрызают даже бетон и поднимаются по вертикальным поверхностям лифтовых шахт.

Бездомных кошек надо оставить в покое, так как почти у всех есть опекуны. Можно только помочь людям стерилизовать тех, за кем они ухаживают на улице, не вывозя животных в приют. Кошки не могут жить в приютах, там они болеют, и у нас нет безвольерных приютов для них. Тем более подвалов, в которых они могут жить, становится всё меньше, и проблема решается сама по себе.

— Регулируют ли законы работу приютов?

— Сейчас в Москве 13 муниципальных приютов, и только три сданы в эксплуатацию. Это значит, что остальные находятся на стадии незавершённого строительства. Порядок отлова и содержания животных определяется регламентом. Он разработан в 2014 году, и он довольно неплохой, но, к сожалению, нарушаются даже нормы по площади для одного животного, потому что приюты переполнены. Нигде нет прописанного количества работников, также есть нарушения по выгулу. В Москве есть мегаприюты, и их работники физически не могут выполнить эти нормы.

В остальных регионах почти все приюты частные. Правительство должно было разработать методические указания по содержанию животных в приютах для всех регионов, но пока что этого не сделано. Они разрабатывались в течение полугода разными министерствами с участием общественности и были почти готовы, но в самый последний момент их обнулили, отправив методички, которые предписывают разработать такие правила на местах. У регионов нет такого опыта, поэтому всё ещё нет норм и проектов по строительству приютов. Нет примеров, опытов и знаний — пока что всё повисло в воздухе. Кроме того, на это нет и бюджета.

В частных приютах всё зависит от владельца — того, кто собирает и содержит животных. И иногда люди просто не рассчитывают свои силы или средства. Источник финансирования — добровольные пожертвования — нестабилен. Более того, нет системы контроля за нарушением правил, пока всё на начальной стадии, поэтому возникают проблемы. Мы пытаемся распространить опыт хороших приютов на всю страну, но это сложно.

— Как можно помочь приютам?

— Приютам нужна любая помощь, но в первую очередь — человеческие ресурсы. Количество работников в них минимизировано, они практически не успевают общаться с животными и очень перегружены. Можно и нужно помогать кормами и ветеринарными препаратами, потому что на них выделяется мало средств. Но важно и просто присутствие волонтёров, их общение с животными, выгул, социализация и пристройство. Чем больше помощников, тем лучше собакам. Многие просто сидят в переполненных вольерах и не гуляют месяцами — они дичают, и после этого их почти невозможно пристроить. Волонтёры могут помочь животным во всех аспектах, и это очень ценно.