«Людям удобнее пользоваться одноразовыми вещами»: что такое перепотребление и чем оно опасно

В год на каждого жителя Земли приходится 20 новых предметов одежды и обуви. Но всё, что мы покупаем, стоит не только денег, но и затрат на охрану окружающей среды. Корреспондентка How to Green поговорила с экспертом Greenpeace Дмитрием Нестеровым и PR-директором фонда «Второе дыхание» Анной Дорониной о перепотреблении и его вреде для нашей планеты.

Дмитрий Нестеров, эксперт проекта «Ноль отходов» Greenpeace в России

Как перепотребление влияет на окружающую среду

Мало кто знает, что для создания бумажных стаканчиков в России вырубается 32 миллиона деревьев. Это огромная цифра, а мы пользуемся ими от пяти до 20 минут, а потом выкидываем. Если говорить про бумажные пакеты, которые нам предлагают в магазине как альтернативу пластику, то их углеродный след — совокупность выбросов парниковых газов, образованных в результате нашего потребления того или иного продукта, — в три раза выше, чем от пластика. Для создания такого пакета требуется в четыре раза больше энергии, чем для создания пластикового, а ещё нужна вода и обработка.

Если говорить про пищевые отходы, то в России их образуется 17 миллионов тонн, общая их стоимость — 1,6 триллиона рублей, а более 90% этих отходов отправляется на свалки. Основные источники выброшенных продуктов — торговые сети, домохозяйства, рестораны, общепит. Важно развивать фуд-шеринг (движение по спасению годных к употреблению продуктов. — Прим. ред.), когда люди отдают ненужную им еду и продукты питания, а они в свою очередь отвозят их нуждающимся. Хорошо работает инициатива, когда в кафе вам делают скидку или дарят печенье за то, что вы пришли со своей кружкой. Есть фонд продовольствия «Русь», который передаёт еду нуждающимся большими партиями.

В среднем россиянин использует 180 пластиковых пакетов в год, а среднее время использования одного пакета — 12 минут. При этом надо понимать, что одноразовое пластиковое изделие очень плохо перерабатывается, а мы всё время покупаем их. Отличное решение — использовать свою авоську. Например, в Австралии запустили проект, когда люди могли взять сумку и потом вернуть на место, чтобы её использовали другие.

В 2017 году индустрия пластика была ответственна за почти 1,8 миллиарда тонн CO2. А в 2019 году выбросы от производства и сжигания пластика были сопоставимы с выбросами от 189 угольных электростанций мощностью 500 Вт.

Как изменить свои потребительские привычки

Хорошо работает правило пяти R: refuse — отказаться от одноразовых вещей, reduce — сократить потребление, reuse — использовать повторно, recycle — перерабатывать, rot — превращать отходы в компост.

Нам следует перестать жить линейной экономикой, когда мы купили вещь, использовали её и выбросили. Но изменения должны происходить повсеместно и комплексно, чтобы люди понимали причинно-следственные связи и то, как себя вести. Возможно, потребуется, чтобы выросло поколение, осознающее проблему. Но если не будет законодательных механизмов и финансовых стимулов, то путь до разумного потребления и сокращения отходов будет длительный и сложный. Кроме того, люди обленились: им удобнее пользоваться одноразовыми вещами, чем носить с собой многоразовые.

Важно, чтобы человек понимал плюсы от сокращения отходов: например, возможность вернуть НДС на технику, если ты сдаешь её в ремонт. Или чтобы производители увеличивали срок эксплуатации товаров: например, чемодан American Tourister, которые дают пять лет гарантии и возможность поменять колесики и замки. Это яркий пример того, как должна работать устойчивая модель бизнеса. Нужна поддержка, а не когда товар проще заменить новым, потому что ремонт будет стоить дороже. Это совсем неправильно.

Плюсы разумного потребления — сбережение ресурсов и их равномерное распределение. Эта концепция, возможно, даст многим некоторую психологическую свободу: они перестанут считать, что если не купили что-то, то они теперь несчастны. Есть люди, которые задумываются об ответственном потреблении, надо просто придать этому форму и закрепить на законодательном уровне, чтобы всё работало. Потому что понятно, что на плечах одних энтузиастов это не продвинется далеко.

Анна Доронина, PR-директор благотворительного фонда «Второе дыхание»

Перепотребление одежды

Производство одежды, обуви и аксессуаров сильно вредит окружающей среде. Под этим надо понимать целый спектр самых разных проблем: например, загрязнение воды пестицидами и химикатами, которые используются при выращивании и окрашивании хлопка, выделение парниковых газов при производстве, транспортировке и утилизации вещей.

Но хуже всего то, что фешен-индустрия попала в ловушку, из которой она вряд ли сможет выбраться без помощи осознанных потребителей, законодательных инициатив, публичных обязательств и инновационных разработок. За последние 15 лет производство одежды выросло в два раза, при этом текстильная промышленность по выбросам CO2 обогнала морские перевозки и авиасообщение вместе взятые. А мы продолжаем покупать ненужные вещи, создавая у производителей ощущение, что нам правда надо, — чтобы в следующем году они выпустили расширенную линейку товаров. Ведь мы обязательно придём и купим. При этом только в России ежегодно не менее двух миллионов тонн одежды оказывается на свалках.

Вредит ли быстрая мода

Вред наносят все, просто кто-то больше, а кто-то меньше. Поэтому очень хочется, чтобы каждый взял ответственность за происходящее и сделал всё возможное по уменьшению негативного влияния на планету. Проблема масс-маркета в том, что он производит слишком много вещей, а чтобы остаться на плаву, создаёт их с каждым годом всё больше. Плохо и то, что при таком потоке страдает качество вещей, они становятся «одноразовыми», дальше — расползаются по швам и теряют опрятный вид. А мы оправдываем это низкой стоимостью вещи и идём за новой.

Сейчас появился термин «устойчивое развитие» (с англ. sustainability. — Прим. ред.). Он про [более рациональный] подход к производству и потреблению вещей. Про меры, которые помогут любой отрасли наносить меньше ущерба окружающей среде и при этом улучшать две другие составляющие: экономическую и социальную. Например, решать вопросы справедливой оплаты труда, равных возможностей, поддержки социально незащищенных групп. И это очень здорово. Но экология — центральное понятие для sustainability. И пока преобладающее число брендов не выберет этот путь, мы движемся к катастрофе.

Важно добавить, что, на мой взгляд, хуже безответственного подхода только обман, а его сейчас хватает во всех сферах. Существует «гринвошинг», обозначающий маркетинговый ход, при котором экологичное позиционирование происходит без достаточных оснований. И он встречается повсеместно. Нам нравится, когда бренд проявляет заботу и думает за нас. Правда в том, что нередко экозабота брендов — иллюзия.

Экоинициативы брендов

Есть четыре основных направления, которые могут глобально повлиять на ситуацию: осознанное потребление, законодательные инициативы, публичные обязательства и инновационные разработки. Экология — это тренд, и многие стремятся присоединиться к нему. Однако чаще всего бренды продают вам новые вещи.

Под законодательными инициативами и публичными обязательствами стоит понимать ограничительные меры, например где-то это запрет пластиковых пакетов на государственном уровне, а где-то — добровольный отказ: манифест, документ. Что-то, что подтверждает намерения конкретных организаций и мотивирует их сдержать данное своим клиентам слово.

С инновационными разработками, наверное, тяжелее всего. Мы видим множество примеров экоинициатив — очень популярна, например, идея производства одежды из переработанных материалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — это не переработка одежды в одежду, то есть данная инициатива не влияет на уменьшение текстильных отходов. Чтобы это направление развивалось, нужны большие бюджеты и заинтересованность бизнеса, а добиться этого можно, только когда первые два направления работают в полную силу. Сейчас же, чтобы судить об эффективности экоинициатив, нужна большая прозрачность, но лишь немногие бренды готовы говорить начистоту.

Что может помочь

Сейчас основной рычаг влияния на индустрию — внимание покупателя. Чем больше людей говорят о проблеме, тем чаще бренды задумываются о ней. Важно продолжать дискутировать и рассказывать о перепотреблении. Почти половина компаний в фешен-индустрии всё ещё игнорируют принципы устойчивого развития. А темп, с которым движутся остальные, недостаточен, чтобы кардинально повлиять на ситуацию. Мода — это индустрия, в ней есть бренды, производители тканей, фабрики, поставщики. И чтобы что-то изменить, нужно объединяться и продолжать настаивать на экоповестке.

Зона ответственности потребителей начинается с момента, когда вещи оказываются в магазинах. И тут, надо сказать, мы тоже уступаем свои позиции. Мы не просто покупаем больше, чем нужно: мы сокращаем время и количество использований купленной одежды. Три основных совета, которые можно дать: отказывайтесь от того, что не нужно; выбирайте качественные товары, которые будут вас долго радовать, и обращайтесь с ними бережно; используйте вещи повторно.

Как стать экологичнее

Покупайте только то, что вас устраивает на 100%, и не давайте вещам поблажек. Есть одно правило, которое можно легко перенести на свою жизнь: «Если это не точное “да”, значит, это точное “нет”». Так вам станет проще отказываться от того, что не дотягивает до уровня вашего гардероба.

Определите количество вещей, которые вам необходимы и не будут захламлять пространство. У меня в шкафу таких около 30 (за исключением домашних и спортивных вещей). Есть ещё одно правило, которым я пользуюсь: «Одна вещь на выход — одна на вход». Прежде чем купить что-то новое, нужно понять, от чего вы готовы избавиться в гардеробе. Если таких вещей нет, значит, новая может подождать. Если какая-то вещь перестала быть для меня актуальной, я стараюсь найти ей нового хозяина: предлагаю подругам или сдаю в фонд «Второе дыхание». Ненужная вам вещь может стать ценным приобретением для кого-то другого.

Что происходит с одеждой, которую вам сдают

Мы максимально осмысленно подходим к тому, чтобы найти лучшее применение для каждой вещи, которую нам сдают. Брендовая одежда и обувь отправляются в наши магазины и находят себе новых хозяев, а деньги с продажи идут на развитие социальных и экологических программ. Хорошие и качественные вещи, а также новая одежда отправляются на благотворительность исходя из потребностей подопечных. Такой подход позволяет помочь максимально возможному количеству людей. И конечно, у нас есть программа переработки текстиля, а сейчас мы работаем над новым проектом по переработке синтетики. Так как всё выстроено в масштабную систему, чтобы её поддерживать, нам нужна помощь тех, кто готов отдавать ненужные вещи. Мы знаем, что делать с одеждой на любой стадии её жизни, и можем найти для неё наилучшее применение.

Ситуацию можно исправить так:

— постепенно отказаться от одноразовых вещей (пакетов, соломинок, кофейных стаканчиков) и заменить их на многоразовые вещи;

— брать вещи в аренду, если они нужны на короткий срок, а не покупать новые;

— чинить и ремонтировать вещи вместо того, чтобы выбрасывать их при поломке;

— покупать качественные вещи, которые служат долго;

— покупать винтаж и подержанные вещи;

— сортировать отходы и сдавать их на переработку;

— не выбрасывать еду, компостировать органику, установить диспоузер, если вы живёте в Москве;

— поддерживать экологические начинания и бренды, которые проявляют заботу о природе и людях.

Если вам близки ценности этих организаций, вы можете поддержать их работу пожертвованием (Greenpeace, «Второе дыхание») или подписаться на полезную рассылку о переработке.