Как на нас зарабатывают за счёт «моды» на экологичность

В последние годы люди массово озаботились вопросами, которые связаны со стремительным изменением климата, токсичностью и отходами. На этом фоне родилось множество инициатив, призывающих к осознанному потреблению. Бренды не остались в стороне — на полках супермаркетов появились товары с маркировками eco, vegan и bio, крупные компании стали использовать в производстве экологичные материалы, а на улицах многих городов теперь можно встретить экомагазины. Но как обычному потребителю понять, где реальная забота о ресурсах планеты, а где маркетинговый ход? How to Green выяснил, что такое гринвошинг, как выбирать экотовары и каким маркировкам можно доверять. А также поговорил с соосновательницей zero-waste-магазина «Котомка» Катериной Сиденко и хозяйкой бренда натуральной косметики «Самосвет» Екатериной Смольниковой о том, как сокращать количество отходов и как не попасться на удочку предприимчивых бизнесменов.

Тренд на экологичность — что за ним скрывается?

В современном мире любая уважающая себя компания помогает окружающей среде. Спрос на экологичность растёт и привлекает интересы маркетологов. Новое поколение особенно чувствительно к трендам, именно миллениалы стали основной потребительской аудиторией. На этом фоне товары с зелёными маркировками переместились на полки крупных магазинов — бизнес почувствовал, что экологичность отлично продаётся. Исследование Нью-Йоркского университета доказало этот тезис: анализ потребительского поведения, проводившийся с 2013 по 2018 год, показал, что наличие «экофрендли»-товаров благоприятно влияет на рост всей товарной категории. А в 2019-м холдинг Romir совместно с «Планом Б» и Центром устойчивого развития Московской школы управления «Сколково» выяснил, что 37% россиян с высокой вероятностью сделают выбор в пользу товаров производителей, которые «озабочены» вопросами экологии. Вместе с тем отсутствие честности у многих производителей позволяет им активно зарабатывать деньги, а у покупателей часто вызывает недоверие.

Что такое гринвошинг и как его распознать?

Забота об экологии давно стала частью маркетинговых стратегий производителей. На этом фоне возник гринвошинг — безосновательное позиционирование товаров или услуг как экологически безопасных и натуральных. Компании по производству бутилированной воды стали одними из первых, кто начал рекламировать свой товар как экологически чистый. В своих промороликах они показывали природные пейзажи, озёра, родники — это вызывало массу негодований со стороны экоорганизаций, так как сам продукт был упакован в неэкологичный пластик. Однако спрос на такие товары рос именно благодаря маркетинговым стратегиям, которые производители активно применяют и сегодня. Чтобы не стать жертвой маркетинга, необходимо осознанно подходить к выбору товаров и уметь отличать настоящую экологическую продукцию от экофейков.

Во время шопинга стоит делать выбор в пользу многоразовых стеклянных упаковок, так как, в отличие от пластика, это биоразлагаемый материал. По-настоящему экологичные товары не могут продаваться в пластике. Кроме того, необходимо обращать внимание на состав продукта, даже если на этикетке крупным шрифтом написано «без сахара». Не нужно вестись на зелёную упаковку и штампы eco, bio, organic, natural — в большинстве случаев эти заявления ничем не обоснованы. Статус «без ГМО» — это тоже маркетинговый ход. В 2012 году маркировка была запрещена: она говорит о том, что в продукте нет вредного компонента, который и так нельзя использовать по ГОСТу. Для более детального погружения в тему стоит ознакомиться с признанными международными сертификатами, которые доказывают экологичность продукта. В области косметологии тоже существуют сертификаты, указывающие количество натуральных компонентов, отсутствие вредных составляющих и тестирования продукции на животных.

Eco, vegan, bio — в чём разница?

Eco — маркировка, обозначающая, что при производстве товара или оказании услуги снижен риск ущерба для природы, а состав продукта не вредит окружающей среде. Её можно встретить на упаковках товаров разных категорий: продуктах питания, косметике, бумаге, бытовой химии и не только. Но важно знать, что такой значок не регулируются сертификатами.

Vegan — обозначает, что продукт не содержит компонентов животного происхождения. К ним относятся все продукты животного происхождения: мясо, яйца, мёд, коллаген и прочее. Маркировка не утверждает, что товар не тестировался на животных.

Bio — маркировка, применяемая в основном к растительным товарам и продуктам животноводства. ГОСТ уточняет: bio — «продукт переработки молока, обогащённый пробиотиками и/или пребиотиками». То есть специальными веществами, стимулирующими микрофлору. Bio-косметика не предполагает загрязнения почвы или выбросов в атмосферу.

Organic — обозначает продукты, которые производятся без использования минеральных и химических удобрений. Эти продукты выращиваются на земле, которая уже несколько лет не возделывается традиционным способом. Для повышения урожайности применяются севооборот и специальные методы обработки грунта. Эта маркировка гарантирует отсутствие красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей, нитратов, регуляторов роста, гормонов, ГМО.

Natural — маркировка, обозначающая продукт, который состоит из натуральных ингредиентов, но не обязательно содержит органические компоненты. То есть при производстве не всегда используются натуральные ингредиенты, полученные органических путём.

Как выбирать качественные экотовары?

Для быстрой проверки маркировки продукта на соответствие международным стандартам можно установить приложение Ecolabel Guide. Если у товара нет подтверждённой маркировки, стоит выбирать небольших локальных производителей — они, как правило, чаще ориентируются на качество продукта, а не на прибыль. Срок годности тоже играет важную роль — он помогает понять, является ли продукт натуральным (органические продукты не могут долго храниться). Натуральные продукты обычно стоят дороже — это объясняется дорогостоящей технологией производства и тем, что большой процент экопродукции импортируется. Выбирая между пакетами с надписью «биоразлагаемый пластик» и упаковкой из перерабатываемого пластика, картона или стекла, стоит отдавать предпочтение второму варианту.

Что думают эксперты?

Катерина Сиденко, соосновательница экопространства «Котомка»

Сейчас экологичность — это модное и популярное движение. Очень многие люди начинают заботиться о планете, потому что это тренд, но потом углубляются в него и делают мир чище. Новое поколение сейчас в целом более чувствительно к вопросам разумного потребления, осознанности в жизни, поэтому тренд на экологичность становится актуальной частью лайфстайла молодых людей — и это безусловно круто. Плюс модных тенденций заключается в том, что они охватывают большое число людей, поэтому, даже если изначально это про моду, для многих это потом остаётся стилем жизни.

Тренд на разумное потребление эффективен для экологии хотя бы потому, что выбор в пользу многоразовой кружки уже сокращает большое количество выкинутых стаканчиков, которые невозможно переработать. Если человек задался целью сокращать отходы, я советую ему: во-первых, писать списки перед походом в магазины, чтобы не покупать ничего лишнего; во-вторых, делать выбор в пользу наиболее экологичной упаковки, изготовленной из стекла или металла. Стекло и металл перерабатываются бесконечно, а пластик можно перерабатывать ограниченное количество раз, после чего он деградирует и отправляется на свалку. Мы никогда не сделаем из пластиковой бутылки новую пластиковую бутылку.

Если человек жить не может без напитков с собой и регулярно покупает кофе в одноразовых стаканчиках, то я советую ему приобрести многоразовый стакан-тамблер — это тоже поможет сокращать отходы. Людям, которым по медицинским показаниям подходят бамбуковые зубные щётки, стоит делать выбор в их пользу. Экомешочки — это ещё один позитивный способ сокращения отходов. Их можно купить в специализированных магазинах, как наш, во многих супермаркетах или сшить самостоятельно из старых наволочек или обрезков ткани. Это первые шаги, которые не усложнят жизнь, но помогут планете стать чуточку чище. Для начала я советую посмотреть, что чаще всего остаётся в вашем мусорном ведре, и попробовать сыграть в игру — неделю покупать тот же товар, только в экологичной упаковке.

Екатерина Смольникова, основательница бренда натуральной косметики «Самосвет»

Тренд на экологичность — это забота о планете в сочетании с маркетинговым ходом. Безусловно, многие компании используют экологичность как маркетинговый ход, но это нормально: нужно просто быть внимательным и не давать бизнесу себя обманывать. Всё больше людей задумывается об экологии — кто-то начинает сортировать мусор, кто-то покупать меньше пластика. Этот инфошум откладывается в головах и что-то меняет в сознании, у людей появляются новые, полезные привычки.

Я всегда стараюсь полагаться на здравый смысл и свои ощущения при выборе товаров — обращаю внимание на концепцию бренда, на то, что он в себе несёт. Если углубиться, становится понятно, действительно ли бренд бережно относится к ресурсам планеты, или он использует маркетинговый ход. Если концепция производителя отражает то, как он себя позиционирует, то я ему доверяю. Мы можем помочь планете, приобретая экотовары, если будем делать это разумно. Например, если мы все сейчас выкинем пластиковые зубные щётки и купим себе деревянные, то это будет не совсем экологично. Важно задуматься, как каждый из нас может помочь природе, а не ухудшать ситуацию под влиянием тренда.

В период пандемии я стала гораздо чаще заказывать еду из ресторанов. И я обращаю внимание на то, в чём и как её привозят. Я поддержу тот ресторан или ту службу доставки, которые максимально экологично доставляют свои блюда в плане качества упаковки и её количества. Если ту же зубную щётку мы покупаем раз в два месяца, то многие из нас с большей регулярностью заказывают домой еду — это сильнее сказывается на экологии. Мне не нравится слово «органический», потому что натуральные компоненты не обязательно органические. Например, в производстве косметики мы используем минералы — они натуральные и абсолютно не вредят природе, но они не органические. У нас как у производителей есть цель: донести до покупателей правильность определений и терминов и понимание того, что вредит человеку и природе, а что не вредит.