Тестирование косметики на животных: ответы на главные вопросы

О чём вы думаете, когда слышите словосочетание «тестирование косметики на животных»? Шимпанзе, которой красят ногти? Кролика, которого побрызгали духами? Если да, то у нас для вас плохие новости: на самом деле тестирование косметики гораздо более мрачный и жестокий процесс. Разбираемся, как в действительности тестируют косметику, почему это до сих пор легально и какие есть этому альтернативы.

Как проводится тестирование косметики на животных?

Тестирование косметики в основном проводится на мышах, кроликах, морских свинках и крысах. В ходе тестов животных подвергают воздействию косметических препаратов. Тесты бывают нескольких видов:

  • Тесты на раздражение кожи и глаз, при которых химические вещества втираются в кожу или капаются в глаза без анестезии. Иногда препараты вводят внутривенно.
  • Тестирования, в ходе которых выявляются болезни и аллергии, вызываемые косметикой, и раздражители в составе средств. Эти тестирования могут длиться неделями или даже месяцами, пока у животного не возникнет отрицательная реакция на продукт.
  • Широко осуждаемые тесты «смертельной дозой» — при их проведении животное заставляют употребить большое количество исследуемого продукта для того, чтобы определить дозу, вызывающую смерть. После умерщвления животное либо обезглавливают, либо сворачивают ему шею. Причём большой процент животных, используемых в таких испытаниях, не учитывается в официальной статистике по смертности животных.

А разве тестирование косметики на животных не запрещено?

В 2013 году Евросоюз полностью запретил тестирование косметики на животных, а в октябре 2018-го корпорация Unilever заявила, что поддержит глобальный запрет на тестирование косметических средств на животных в рамках сотрудничества с зоозащитной организацией Humane Society International.

В России такого запрета пока что не введено, а некоторые препараты и вовсе обязательно тестировать на животных по закону — например, лечебную косметику, бытовую химию и лекарства. Испытание косметики на животных необходимо лишь в Китае, и все импортируемые туда товары также должны проходить соответствующее тестирование.

При этом стоит понимать, что косметический бренд может не тестироваться на животных, а вот отдельно взятые компоненты продуктов — могут, и за них бренд уже ответственности не несёт. То есть токсикологическими тестами на животных может заниматься поставщик ингредиентов для косметики. Проверить, тестировались ли компоненты на животных или нет, можно, только запросив у поставщика соответствующую документацию.

Обязательно ли тестировать косметику на животных, или можно обойтись без этого?

Нет, это не обязательно. Существуют альтернативные способы тестирования косметики без использования животных — они более гуманны и стоят меньших денег. Например, на территории Евразийского союза действует регламент, по которому токсикологическая безопасность продукта может быть подтверждена как после тестов на животных, так и после определения индекса токсичности методом in vitro (тест на клеточных культурах). Причём тестирование на клетках значительно дешевле, чем на животных, и оно гораздо более гуманное.

Также есть ещё три альтернативных in vitro — метода для сертификации косметической и парфюмерной продукции: оценка общетоксикологического воздействия с использованием сперматозоидов, оценка токсикологических показателей с помощью люминесцентного бактериального теста и оценка раздражающего действия продукции на слизистые оболочки с помощью мембраны куриного эмбриона. Все эти способы настолько же точны и эффективны, как и тестирование на животных.

Означает ли пометка cruelty-free то, что косметика не была протестирована на животных?

Сертификационные органы в разных странах позволяют писать cruelty-free по разному набору критериев, и единого стандарта не существует. В Европе, России и США они разные. Всё же большинство ингредиентов, как правило, проходили тестирование на животных, поэтому среди международных организаций (например, PETA) есть правило: если продукт и его ингредиенты не тестировались на животных с определённого момента времени, то готовый продукт имеет право маркироваться как cruelty-free. Везде этот срок разный. Для каких-то компонентов и продуктов это может быть год, для каких-то — 10 лет. Однако не всегда значок с кроликом на этикетке означает, что средство не тестировалось на животных.

Например, FDA (Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США) отмечает, что использование терминов «без жестокости» и «не проверено на животных» на деле слабо регулируется в США. Та же ситуация в России: производители часто размещают на этикетках значки в виде кролика без получения специального сертификата. То есть способов фальсификации этичности продукта довольно много, и проверки о подлинности маркировки инициируются редко.

Как же тогда понять, этичен ли бренд? Эксперты советуют сверяться с «белым» списком организации PETA — он постоянно обновляется и содержит более сотни наименований. Если времени листать длинный список нет, можно скачать приложение Bunny Free.

А какие бренды не тестируются на животных?

Kiko Milano

Итальянский бренд дешёвой, но качественной косметики регулярно радует своих поклонников красивыми лимитированными коллекциями к праздникам и временам года. Если лимитки вам не очень интересны, стоит присмотреться к базовой косметике: лёгким тональным кремам, очень чёрной туши, кремовым румянам и помадам с разными финишами.

Lime Crime

Один из самых ярких cruelty-free-брендов косметики на рынке с мегапигментированными тенями, стойкими жидкими помадами, блестящими глиттерами и нежными хайлайтерами. Также в косметической линейке можно найти краску для волос всех цветов радуги. В России найти бренд можно не везде. Он, например, представлен в сети магазинов «Золотое яблоко».

Bobbi Brown

Американский бренд со средним уровнем цен, стоящий в одном ряду с MAC и Urban Decay (они, кстати, тоже не тестируются на животных). Косметику от Bobbi Brown можно увидеть в косметичках нью-йоркских модниц и топ-моделей по всему миру — линейка полюбилась им невесомыми тональными основами, стойкими тенями в стике, карандашами для бровей и подводками. Ко всему прочему бренд определённо делает одни из самых стильных упаковок на рынке — берите на заметку.

Clarins

Люксовый французский бренд уходовой и декоративной косметики, где можно собрать полную cruelty-free-косметичку из продуктов отличного качества. Clarins придерживается принципов устойчивого развития, то есть не только не тестирует косметику на животных, но и производит экологичные упаковки из переработанных материалов. Также бренд спонсирует кругосветную экспедицию по очистке Мирового океана «Пластиковая Одиссея». Что касается косметики, то брать, пожалуй, стоит решительно всё — начиная от ночных кремов и уходовых масел, заканчивая консилерами и бальзамами для губ.

Bourjois

Бюджетно и качественно — это про Bourjois. Бренд появился во Франции аж в 1863 году и с тех пор производит яркую и недорогую косметику для новичков и профи в макияже. Можно сказать, что Bourjois были одними из первопроходцев на мировом косметическом рынке. Среди широкого разнообразия продукции бренда стоит обратить внимание на тональную основу Healthy Mix, увлажняющие помады и компактные пудры.