Всё, что нужно знать о cruelty-free- и vegan-косметике

Косметический рынок изобилует продуктами, некоторые из которых помечены маркировкой cruelty-free. Отличается ли такая косметика от веганской? А от натуральной? Безопасны ли cruelty-free-средства и лучше ли они, чем те, что не обладают экосертификацией? Стоит ли вообще верить этой маркировке? How to Green разбирается в этой сложной системе и советует хорошие этичные бренды.

Что можно считать cruelty-free- и vegan-косметикой?

Cruelty-free- и vegan-косметикой считается та косметика, которая произведена без жестокости, то есть без использования продуктов, которые тестируются на животных, и компонентов, полученных из них. Важно понимать, что cruelty-free-средства и vegan-косметика – разные вещи. Продукт может быть cruelty-free, но при этом невеганским.

Косметика, произведённая в Европе, по закону не тестируется на животных – в 2013 году ЕС полностью запретил любые исследования на живых существах. Аналогичный запрет действует в Индии, Австралии, Израиле и Норвегии.


Какие заблуждения есть о cruelty-free- и vegan-косметике?

Многие считают, что только cruelty-free – та косметика, в производстве которой действует запрет испытаний продукции на животных. Однако, помимо этого, важным является полное исключение из состава средств продуктов животного происхождения, например пчелиного воска, ланолина, рыбьей чешуи, мёда, глицерина и цветного пигмента кармина. Если эти ингредиенты присутствуют в продуктах марки, она не может считаться полностью веганской.

Ещё одно заблуждение заключается в том, что веганские продукты не содержат синтетических компонентов и химикатов. Это не так: веганские бренды включают в состав как растительные ингредиенты, так и синтетические – в основном для консервации или однородности текстуры продуктов.

А как обстоят дела с этичной косметикой в России?

В России тесты на животных для сертификации косметических средств были обязательными до 2012 года. Однако сейчас российским производителям и дистрибьюторам косметики предлагают самим выбирать, как проверять продукцию. Самый распространённый текст – in vitro, то есть тест в пробирке. Также для проверки косметики используют компьютерное моделирование, тестирование на искусственной коже и клинические испытания на добровольцах. При этом Роспотребнадзор в 2017 году дал отрицательную оценку законопроекту о полном запрете тестирования косметики и парфюмерии на животных – там посчитали, что альтернативные тесты не справляются с проверкой «новых и малоизученных видов сырья», а лаборатории требуют «серьёзных финансовых вложений» в отличие от тестов на животных.


Как понять, что косметика не тестируется на животных?

Сейчас практически любая марка может утверждать, что она этична. Отчасти это верно – сами марки не проводят никаких тестов, однако никто не запрещает им закупать ингредиенты других компаний, которые, в свою очередь, тестировались на животных. Как же тогда понять, этичен ли бренд? Эксперты советуют сверяться с «белым» списком организации PETA – он постоянно обновляется и содержит более сотни наименований. Если времени листать длинный список нет, можно скачать приложение Bunny Free. Cruelty-free- и vegan-косметика помечается специальным знаком PETA в виде кролика. Однако тут стоит быть аккуратнее, так как многие недобросовестные марки ставят этот значок без самой сертификации PETA. В России, например, эта маркировка никак не регулируется.

Какие бренды производят cruelty-free- и vegan-косметику?

Декоративная косметика

Lime Crime

У бренда цветастой косметики россиянки Ксении Воротовой стоит обратить внимание на отличные пигментированные палетки теней из серии Venus, стойкие помады всех цветов радуги Velvetines, краску для волос с щадящими компонентами Unicorn Hair и мерцающие жидкие тени, которые можно наносить как на глаза, так и на губы. Найти данную продукцию можно в «Золотом яблоке».

Anastasia Beverly Hills

Продукты марки не тестируются на животных, однако в их создании могут использоваться продукты животного происхождения. Полностью веганскими считаются помадки для бровей (лучшие на косметическом рынке), рассыпчатые глиттеры, тональная основа в стике и палетки хайлайтеров, в своё время считавшиеся лучшими среди всех. Купить можно во всех магазинах Sephora.


Kiko Milano

Итальянский бренд в последнее время полюбился московским бьютиголикам ввиду разнообразия и невысоких цен за своё неплохое качество. Правда, компании нет в списках PETA: Kiko не сертифицирует свою продукцию в зоозащитных организациях, объясняя это тем, что законы ЕС и так дают гарантию, что косметика не тестируется на животных. Здесь стоит брать базовую косметику: хорошую чёрную тушь, румяна, легкий BB-крем, а также неплохие лимитированные коллекции в красивых упаковках. Купить их можно в любом флагманском магазине.

Urban Decay

Данная марка этична лишь частично, так как принадлежит огромному неэтичному концерну L’Oreal. Urban Decay сертифицирован PETA, а в линейках достаточно много продуктов с веганским составом. Известные всем палетки Naked лучше обходить стороной: в последнее время появилось много аналогов лучшего качества. Лучше обратить внимание на блестящие подводки, жидкий глиттер, мягкие кайалы для глаз и отличные помады Vice с комфортной текстурой. Искать в ЦУМ, «Золотом яблоке» и фирменных бутиках.

Jeffree Star

Бренд эпатажного YouTube-блогера совсем недавно добрался до России – найти его можно в нескольких крупных магазинах «Л'Этуаль». Эта линейка считается одной из самых качественных на косметическом рынке – берите палетки с огромными рефилами, хайлайтеры, блеск которых будет видно на луне, блески для губ в потрясающе красивой упаковке и отличные матовые помады всех цветов.

Косметика для ухода

Aesop

Известная австралийская марка с 30-летней историей представлена в России с 2018 года – вы наверняка видели их фирменные коричневые бутылочки. Брать стоит шампуни, тоник для лица и средства с петрушкой. Найти средства можно в ЦУМ.


Logona

Logona основана в 1975 году немецким врачом Хансом Ханзелем. Плюсы: у средств натуральный состав, а на производстве действуют строгие экологические стандарты. У бренда большая линейка – есть детская и мужская косметика, краски для волос, средства для укладки и зубные пасты. В Москве можно найти в «Золотом яблоке» и «Джаганнате».

Weleda

Немецкая линейка косметики для ухода известна по всему миру. Все продукты марки являются cruelty-free и верифицированы Logical Harmony. Советуем присмотреться к шампуням, молочку для тела и заживляющему крему.

The Body Shop

Бренд был одним из первых, кто выступил против тестирования косметических средств на животных и подходит для вегетарианцев. Обратите внимание на защитный крем для рук с конопляным маслом, линейку с маслом ши, маски для лица и жидкий пилинг.

Dr. Konopka’s

Эстонская марка делает качественные шампуни, гели для душа, крема для рук, масла для волос и другие средства для ухода. Все продукты подходят веганам. Найти можно в «Золотом яблоке» и «Бьютитеке».