Авокадо, огромная пицца и юникорн-шейки: как инстаграм влияет на наши предпочтения в еде

По хештегу #food в инстаграме можно найти более 400 миллионов фотографий. По хештегу #еда — более 14 миллионов. Снимки еды — один из «столпов» контента в инстаграме наравне с селфи и фото природы. Приложение подарило миру инстаграмную еду и инстаграмные рестораны, кучу рецептов разной степени сложности, засилье фуд-блогеров. Но как же инстаграм повлиял на наше отношение к еде и вкусовые предпочтения? Попробуем разобраться.

Почему мы фотографируем еду?

Если говорить глобально, то люди фотографируют что-либо и публикуют это в сеть потому, что хотят напомнить многочисленным друзьям и фолловерам о своём существовании. Фото еды — одно из таких напоминаний. Но почему именно еда?

Издавна еда была источником вдохновения для художников ввиду своей эстетичности — они стремились перенести на холсты не только вид еды, но и её вкус. Сегодня фотографии еды носят примерно ту же функцию. Как правило, люди делают снимки только красивых, аппетитных, хорошо сервированных блюд, которые могут привлечь внимание аудитории. Чем лучше снимок еды, тем больше лайков и комментариев он соберёт. Таким образом, за счёт красивых снимков люди могут самоутвердиться и заставить себе завидовать — мол, он ест в крутых ресторанах, а я сижу дома и жую бутерброд с колбасой, я тоже так хочу.

Также фотографии еды могут восполнить потребность в самовыражении. Дело в том, что кадры домашних блюд или роскошных тарелок с устрицами точно так же отражают наши взгляды на жизнь, как утреннее селфи или смешной тикток в сторис. Стремление показать себя прекрасно отражается в популярном и довольно мемном хештеге #мирдолжензнатьчтояем. Помимо всего прочего, не стоит забывать, что еда — это довольно интимная сторона жизни. Психологи считают, что демонстрация того, что человек ест, представляет собой разновидность эксгибиционизма — подсознательного стремления делиться подробностями своей личной жизни.

Искать каких-то глубинных психологических причин в постинге фото еды не стоит. Потребность в питании стоит в основе пирамиды Маслоу, а если это питание ещё и красивое, то оно может удовлетворить и потребность эстетическую, стоящую практически на вершине. Cъёмка пищи перед её принятием тесно связана с удовлетворением от еды. Таким образом фото еды в инстаграме убивают двух зайцев разом. Нельзя спорить с тем, что фото пикника на Марсовом поле в Париже приносит нам удовольствие: хрустящий багет, ароматный сыр со свежей клубникой и искрящимся шампанским — понятная и приятная картина. Из-за этого критерия еду часто сравнивают с сексом, ещё одним неоспоримым источником удовольствия, — не зря же существует расхожий хештег #foodporn.

Для создания красивых фото в инстаграме есть целая наука

И это не шутка. Издание The Next Web пишет, что при скролинге ленты в инстаграме мы используем бессознательный тип мышления, который не перегружает мозг тоннами ненужной информации. Чтобы сосредоточиться на конкретном снимке, мы используем другой тип мышления и осознанно изучаем конкретный снимок. За то, чтобы переключить пользователя от одного типа мышления к другому и заставить его остановиться именно на вашей фотографии, среди блогеров и маркетологов идёт ожесточённая борьба. Согласно исследованию Массачусетского технологического института, на то, чтобы привлечь внимание пользователя, у фотографии есть всего лишь 13 миллисекунд.

Чтобы остановить взгляд на вашем фото из дорогого ресторана, одной лишь красивой картинки мало: необходимо совместить психологию и дизайн. Основой крючка внимания является цвет. Согласно исследованиям, наиболее часто лайки получают фото, где фигурируют красный и голубой цвета. Психологи Томас Саноки и Ноа Шульман отмечают, что определённое сочетание цветов на фото может оказать существенное влияние на нашу память и внимание. Показывая испытуемым группы гармоничных и дисгармоничных цветов, они пришли к выводу, что гармоничные цвета считаются более приятными и запоминающимися. Исследователи также обнаружили, что использование дисгармоничных цветов для контраста фона и фокуса на фотографии может сильнее привлекать внимание.

Ведущий дизайнер Combin Сергей Круглов рассказывает, что визуальных образов так много, что каждая новая техника перестаёт работать практически сразу, как только появляется и становится популярной. «Новые фильтры, маски, эффекты — всё это воспроизводится с невероятной скоростью. Поэтому лучше всего быть искренним и передавать смысл через истории, вызывающие правильные эмоции», — считает он.

Таким образом, чтобы сделать красивую фотографию еды в инстаграм, необходимо учесть огромное количество психологических и технических факторов. Особенно это важно учитывать тем, кто ведёт инстаграм-аккаунты ресторанов.

Влияет ли «инстаграмность» блюд на рестораны?

Раньше, чтобы узнать информацию о каком-либо ресторане, нам необходимо было покупать журналы, спрашивать отзывы знакомых и искать малочисленные фотографии в интернете. С появлением инстаграма же всё изменилось — у каждого заведения есть страница в социальной сети с пёстрыми снимками различных блюд. Бум инстаеды добавил рестораторам ещё одну заботу — сделать свои фото «инстаграмными». На этой волне стали популярны профессии фуд-фотографа и даже фуд-стилиста, колдующими над фотографией яичницы с кофе. Креативный директор лондонской сети кафе Grind an Co Тедди Робинсон рассказывал, что он потратил пять лет на то, чтобы сделать свою еду как можно более подходящей под инстаграм-каноны. Но, по его мнению, для ресторанного бизнеса это хорошо — он думает, что благодаря инстаграму впервые за многие годы в центре внимания оказалась еда, а не персонал или интерьер заведений.

«Еда — это что-то большее, чем просто блюда и выписка. Теперь это некий необычный опыт, впечатление, которым посетители могут поделиться в инстаграме и других социальных сетях. Более половины клиентов — так называемые миллениалы и зумеры. Они хотят получить вкусную еду, отличное обслуживание и красивые фотографии», — говорит директор лондонского ресторана Tea Terrace на Эхаб Шаули. Гонясь за зумерскими трендами, ресторан первым в Европе стал делать селфичино на кофейных напитках — выкладывать шоколадной крошкой портреты посетителей.

Но фудстаграминг может и мешать развитию ресторанов. Например, посетителям может не нравиться то, что их соседи по столику 15 минут фотографируют свою пасту со вспышкой. Чтобы люди меньше сидели в телефоне и больше общались друг с другом, некоторые бренды придумывают интересные активности. Например, бренд бельгийской питьевой воды Bru придумал Bru Table Mode — движение по удалению смартфонов со столов во время приёма пищи. Оно получило поддержку более чем от 150 бельгийских ресторанов — на их дверях разместили стикеры, информирующие клиентов о специальном режиме, а еду подают в специальных тарелках со спрятанным QR-кодом. Когда посетитель хочет сделать фото, его телефон распознаёт код и на экране появляется сообщение: «Прекрасное фото! Но не забывайте наслаждаться вашими друзьями».

Могут ли фото еды в инстаграме поменять пищевые привычки?

Да, могут, но это не всегда хорошо. Исследование 2017 года показало, что, если пользователь часто видит фото еды в своей ленте, у него может развиться одержимость здоровым питанием. Актриса Бриттани Росс писала, что посты о здоровой пище значительно повлияли на её рацион питания. Это связано с тем, что красивые фото еды создают впечатление, что у людей, которые их публикуют, такая же идеальная и красивая жизнь. Люди, которые видят эти снимки, хотят стремиться к такому же образу жизни и начинают перенимать пищевые привычки. Однако следует учитывать то, что далеко не всё, что публикуется в сети, является правдой. Иногда снимки в инстаграме являются фейковыми и нацелены лишь на то, чтобы создать видимость идеальной жизни. Мы никогда не можем знать наверняка, действительно ли ваш любимый инфлюенсер каждый день готовит гранолу с кокосовым йогуртом и поке с риетом из лосося. «Советы о здоровом образе жизни и правильном питании от блогеров часто приправлены огромной долей дезинформации и поощрением фуд-фобии, — пишет The Guardian. — В конце концов, одержимость здоровым питанием сама по себе не является здоровым состоянием». Конечно, иногда красивые фото зелёных салатов вперемешку со снимками из спортзала могут замотивировать пользователя начать правильно питаться и заниматься спортом, однако не всегда демонстрация идеальной жизни приводит к таким результатам.

«Хорошо, что люди стремятся улучшить свой образ жизни, и я думаю, что инстаграм может быть отличной платформой для пропаганды здорового питания. Но также он может неверно влиять на наши пищевые привычки, так как у каждого они сугубо индивидуальны», — говорит доктор медицинских наук Элиза Сэвидж.

Диетолог Кэти Занвил отмечает, что фотографии еды в инстаграме могут нарушить представления о том, какой должна быть реальная еда и в каких количествах стоит её есть. Очевидно, что блогеры, которые выкладывают пять чизбургеров или сковородку с пастой, не едят всё это самостоятельно. Для того что не заработать себе расстройство пищевого поведения, необходимо отдавать себе отчёт о том, что зачастую инстаграмная еда в жизни выглядит не так, как на фото, и дополнительно обрабатывается для того, чтобы выглядеть привлекательнее.

Могут ли фото еды в инстаграме повлиять на психику человека?

Да. Стоит отметить, что беспокоиться тут стоит не только о тех, кто эти фото видит, но и о тех, кто их делает. У некоторых людей безобидное хобби принимает навязчивую форму: они не могут приступить к еде, пока не сфотографируют её. Канадская доктор Валери Тейлор считает, что навязчивое стремление запечатлеть каждый приём пищи является признаком серьёзного психического расстройства. «Я работаю с пациентами, для которых еда стала проблемой и практически наваждением. Эти люди просто не могут не пойти в какое-нибудь кафе или ресторан и не сделать пищу ключевым средством социального общения. Они обязательно упомянут, что они ели, когда и где и когда снова соберутся это съесть», — говорит она. Такие отношения с едой могут вылиться в расстройства пищевого поведения — ожирение или анорексию.

Худшие направления фудстрагаминга

Конечно, далеко не все посты с едой и диетами из инстаграма могут повлиять на здоровье и психику человека. Однако есть несколько видов инстадиет, которые в значительной степени могут стать триггером для пользователей.

–– Детоксы и монопитание. Как мы уже писали, любой детокс можно начинать только при предварительной подготовке организма. Но чаще всего инстаблогеры не упоминают об этом, когда публикуют своё питание на смузи или фрукторианстве. «Этот тип диеты выглядит очень здоровым и красивым на фотографиях, но на самом деле в ней нет жира, белка и многих минералов. Она может быть опасна для диабетиков из-за высокого уровня углеводов», — отмечает доктор медицинских наук Элиза Сэвидж. Кратковременное соблюдение такой диеты не навредит вашему здоровью, но в долгосрочной перспективе она может привести к недоеданию и другим проблемам со здоровьем.

–– Кетодиеты. При кетодиете, очень популярной у инстаблогеров, необходимо чётко следить за потребляемыми жирами и витаминами. Однако, как правило, блогеры не прописывают необходимый калораж, и люди, падкие на мнения инфлюенсеров, могут набрать вес вместо того, чтобы его сбросить.

–– Большое количество авокадо в рационе. Несмотря на неоспоримую пользу авокадо, диетологи не рекомендуют употреблять его в больших количествах. «Авокадо очень питательны и содержат полезные мононенасыщенные жиры и клетчатку, –– отмечает Брук Зиглер, диетолог из Остина, — но многие инстаграмеры переусердствуют. Средний авокадо содержит 250 калорий и 23 грамм жира. Лучше есть примерно четверть одного авокадо — это около 60 калорий и 6 грамм жира».

Но в фудстрагаминге есть и плюсы

Всегда есть баланс между хорошим и плохим, поэтому нельзя окрашивать фудстрагаминг лишь в тёмные цвета. Одним из самых позитивных направлений для ментального и физического состояния считается интуитивное питание. Оно выстраивает здоровые отношения с едой, так как при такой диете человек не ограничивает себя в продуктах питания, а питается тогда, когда ощущает в этом потребность.

Также диетологи отмечают, что в приложении можно найти огромное количество полезных и лёгких рецептов, которые могут отлично разнообразить рацион. Поскольку инстаграм ими изобилует, многие люди чаще начинают готовить дома и реже прибегают к помощи доставщиков. А еда, приготовленная дома, как правило, гораздо полезнее заказанной.

Чтобы не заработать психические и физические проблемы, вдохновившись фото еды в инстаграме, необходимо следовать нескольким простым правилам.

  1. Подписывайтесь на сертифицированных специалистов и диетологов, которые точно знают все особенности диет. Если у вас возникают вопросы, не стесняйтесь им писать.

  2. Отдавайте себе отчёт о том, что вся еда, которую вы видите в ленте инстаграма, вживую выглядит абсолютно не так и блогеры, которые постят эти фото, скорее всего, не съедают эти огромные порции. Помните, что социальные сети и реальность — два разных мира.

  3. Не переусердствуйте с постингом еды и не делайте из этого культ. Ничего не случится, если вы один день не опубликуете в сторис свой боул или ризотто. Получайте удовольствие от еды просто из-за её вкуса, свежести и питательных качеств, а не из-за её внешнего вида.