О гомофобии в России

Кажется, что настроения молодого поколения по отношению к ЛГБТ-сообществу разительно отличаются от устоявшихся российских взглядов, где правит гомофобия и консерватизм. Стали ли российские подростки терпимее к комьюнити и могут ли они совершить переворот в умах людей? Мы спросили об этом редактора квир-зина «Открытые» Антона Данилова.

Антон Данилов, спецкор Wonderzine, редактор квир-зина «Открытые»

Мне кажется, что установка о том, что современная молодёжь не гомофобна и открыто поддерживает ЛГБТ-сообщество, иллюзорна. Каждый человек живёт в удобном для себя информационном пузыре, и представление о какой-то абстрактной российской молодёжи очень сильно искажено как раз таки тем, что в моём пузыре или пузыре аудитории лайфстайл-медиа просто нет гомофобных высказываний. Мы структурируем свои потоки информации так, чтобы они максимально совпадали с нашими интересами, и поэтому если человек относит себя к прогрессивной молодежи, то у него в окружении, скорее всего, не будет открытых гомофобов, потому что он сам отсеет их из своего круга общения. Но при этом я уверен в том, что в России есть миллионы людей, которые регулярно встречаются с гомофобией в свой или чужой адрес, соглашаясь с ней или отрицая её. Среднюю температуру по больнице невозможно измерить, так как её попросту не существует.

Отсчёт отношения к гомосексуальным людям в новейшей российской истории, думаю, нужно начать с 2013 года – тогда был принят закон, запрещающий пропагандировать «нетрадиционные сексуальные отношения» среди несовершеннолетних. Он навёл шумихи как в самой стране, так и за её пределами: например, международная организация Human Rights Watch назвала его «наносящим вред молодёжи», а ЕСПЧ и Комитет ООН по правам человека сочли его дискриминационным. Тогда сильно увеличилось количество людей, агрессивно настроенных против ЛГБТ, но при этом увеличилась и численность тех, кто был готов активно защищать права комьюнити. То есть законодатели, по сути, дали обратный эффект в развитии интересов общества. Забавно, что если обратиться к статистике Google Trends, то можно заметить следующее: до принятия этого закона так называемая «гей-пропаганда» никого не интересовала. Думаю, что именно тогда началась активная поддержка ЛГБТ-людей в России.


Основная причина того, что поддержка развилась именно сейчас, а не когда-то в другое время, – это доступность информации. С развитием интернета стала доступна информация разного толка и появилось большое количество материалов, посвящённых проблемам ЛГБТ. Ранее у людей не было возможности вникнуть в их жизнь, принять участие в их поддержке. Новости вроде той, что Кара Делевинь объявила о своей пансексуальности, постепенно перестают восприниматься как пиар-ход или извращение.

Если верить статистике, то «положительно» к ЛГБТ относятся всего лишь 3% россиян, о «скорее отрицательном» отношении заявляют около 56%. Другие опросы и вовсе предлагают россиянами «ликвидировать» комьюнити, и с такими мерами согласны 18% россиян. По последним данным, 47% россиян считают, что представители ЛГБТ-сообщества должны обладать равными правами со всеми остальными гражданами. Это, кстати, не самый высокий показатель – в 2005 году он составлял 51%. Эти цифры критически отличаются от цифр на Западе, при этом, конечно же, во всех странах отношение разное. Самыми дружественными странами мира по «гей-индексу» признаны Португалия, Канада и Швеция, а по «радужному индексу» – Мальта, Бельгия и Люксембург (в этих странах государство лучше всех защищает ЛГБТ-сообщество). Россия в списке, к слову, на 46-м месте.

Какой человек в России вероятнее всего будет поддерживать ЛГБТ-сообщество? Думаю, что у таких людей в окружении есть представители комьюнити – если человек общается с ЛГБТ-людьми, то вероятность того, что он будет гуманно и толерантно общаться с другими такими людьми, значительно повышается. Это свидетельствуют опросы. Также важен фактор общего кругозора и образованности человека, потому что для того, чтобы избавиться от гомофобных клише, нужно затратить какие-то интеллектуальные усилия, прочитать не только популярные материалы по теме, но и научные статьи. Это требует огромного количество времени, поэтому я предполагаю, что эти люди должны обладать каким-то достатком – средним или выше среднего. Мне кажется, что когда у человека на первом месте стоят вопросы «что сегодня есть на ужин?» и «как вообще выжить?», то у него просто не будет времени задуматься о каких-либо других проблемах общества. Подобные рассуждения отходят на второй план. Люди, которые горят желанием образовываться, как правило, живут в больших городах, чаще всего в Москве или в Петербурге. Там живёт более привилегированный класс по сравнению с остальными регионами России. У них есть возможность не думать о фундаментальных проблемах, и поэтому они рефлексируют на другие темы, например того же ЛГБТ-сообщества. Касаемо среднего возраста персоны, поддерживающей ЛГБТ: я не хочу быть эйджистом, и мне не кажется, что отношение к комьюнити как-то связано с тем, является человек молодым или нет. Это связано с возможностью и желанием воспринимать новую информацию. Но при этом, конечно, согласно данным опросам, наиболее положительно к ЛГБТ относятся люди до 25 лет, потому что именно эта группа чаще всего интересуется новыми общественными веяниями.

Хочу отметить, что из-за информационного пузыря нам может казаться, что большое количество инфлюэнсеров поддерживает ЛГБТ-сообщество, открыто заявляет о своей ориентации или идентичности. Однако это не так. Я едва ли могу вспомнить хотя бы пару десятков блогеров, которые бы без страха общественного порицания могли бы заявить о своей принадлежности к ЛГБТ-комьюнити. При этом не стоит смешивать блогеров и их аудиторию в одну кучу – ЦА популярных ютьюберов и тиктокеров чаще всего действительно скорее выступит против гомофобии, чем за нее. Самый яркий пример массового негатива по отношению к гомофобии со стороны блогера – это, конечно, кейс тиктокера Володи XXL, который призвал «расстреливать геев». Да, шумиха была огромная, много кто высказался против слов Володи, однако ещё большее количество людей прислушивается к трансляторам таких мнений – например, к Владиславу Позднякову. Его телеграм-канал, где он выставляет личную информацию невинных женщин и натравливает на них своих последователей, не блокируют, несмотря на многочисленные жалобы. То, что схема жалоб и порицания сработала с Володей XXL, не говорит о том, что она будет работать каждый раз.

Массовой площадкой для хейта в сторону ЛГБТ-сообщества остаётся «ВКонтакте». Там существует огромное количество пабликов, на которые подписаны молодые люди, выступающие против ЛГБТ-комьюнити в России. Там развивалось и «Мужское государство» Позднякова – до того, пока не перебралось в «Телеграм». Я разговаривал с одной из жертв травли со стороны его последователей – девушка-лесбиянка рассказала мне о том, что после того, как в «Телеграме» были слиты её данные, к ней на страницу «ВКонтакте» пришло огромное количество людей, которые желали ей смерти. И после подобных выходок невозможно утверждать то, что молодёжь в России положительно относится к ЛГБТ. Повторюсь, это всё иллюзорно. Тому, что люди в России настолько сильно придерживаются традиционных гомофобных взглядов, есть несколько причин. В первую очередь это консервативная риторика власти. Власти предержащим выгодно выставлять ЛГБТ-людей как что-то незнакомое, непонятное, говорить, что они не такие, как все, тем самым разжигая ненависть. Это подтверждает даже факт дискриминационного закона, который хотят внести в Конституцию (о браке как союзе мужчины и женщины – Прим. ред.).

То, что власть в принципе не имеет адекватного представления об ЛГБТ-людях, доказывает недавний агитационный ролик про мальчика, которого усыновили два гея. Видео нашпиговано стереотипами о геях в платьях и с макияжем, о том, что детям в гомосексуальных семьях живётся плохо. Самое главное, что данные стереотипы не подтверждены ни одним международным исследованием. Если изучить статистику, то она указывает на то, что дети в ЛГБТ-семьях живут как минимум не хуже, чем дети в гетеросексуальных семьях. На благополучие детей в гомосексуальных семьях влияет не идентичность родителей, а отношения внутри семьи. Против этого ролика была проведена массовая кампания, в результате которой YouTube его заблокировал. Конечно же, основной массой людей, которые выступали против такой агитации, стала молодёжь. Но как бы сильно люди ни протестовали против гомофобных поправок, как бы активно они ни выражали свою гражданскую позицию, поменять что-то очень вряд ли получится – именно из-за закостенелой власти, которая манипулирует сознанием людей.

Очень тяжело сейчас представить, что когда-либо в России легализуют однополые браки. Сейчас хотелось бы добиться хотя бы промежуточного варианта – равных форм партнёрства, чтобы гомосексуальные люди могли жить вместе, не боясь за свою жизнь. Эта практика распространена в странах Западной Европы, где не везде разрешены гомосексуальные браки. Например, в Италии, Чехии и Венгрии ЛГБТ-паре официально нельзя расписаться, но партнёрства разрешены. В России нет даже этого. Для того, чтобы сделать шаг к легализации гомосексуальных браков, в Российском обществе необходимо договориться о том, что ЛГБТ-люди – это такие же люди, как и все остальные, и у них должны быть абсолютно такие же права, как у гетеросексуальных и цисгендерных людей. Консенсуса по этому вопросу в нашем обществе до сих пор нет. Пока что очень сложно сказать, сможет ли молодое поколение на что-то повлиять, так как в России очень силён институт незыблемой власти. Если брать в пример США, то первые колебания в сторону равноправия там произошли 51 год назад, во время Стоунволлских бунтов. Гомосексуальные браки же в Америке пока что даже не легализованы во всех штатах, и первый штат официально зарегистрировал ЛГБТ-пару в 2015 году. То есть прошло более 40 лет! Россия сейчас находится на условном этапе зарождения тех самых бунтов, поэтому до нормализации ситуации в стране ещё далеко. Необходимо, чтобы полностью сменилась власть, произошли глобальные перевороты в сознании людей. Власти необходимо дестигматизировать стереотипы об ЛГБТ-движении – и тогда, возможно, развитие произойдёт быстрее.