Экоарт: как искусство обращает внимание на проблемы планеты

Наталья Мелюх

Движение экоискусства зародилось в 1960-х годах, но только в последнее время приобрело масштабы глобального тренда. С манифестами о защите окружающей среды через строительство экокапелл выступил на последней Венецианской биеннале сам Папа Римский! Кто они, самые яркие борцы за эстетику и сохранение природного баланса во всём мире, читайте в сегодняшнем обзоре на How to Green.

Считается, что экоискусство произошло от наскальных рисунков эпохи палеолита – в то время аборигены изображали на стенах пещер животных, людей, деревья и другие природные аспекты. Современное направление подпитывается пейзажной живописью: воспевает связь художника с природой посредством экоматериалов и направлено на улучшение наших отношений с окружающим миром.

Ленд-арт: земля как источник творчества

Одно из самых популярных направлений экоискусства – ленд-арт (land art): в 1960-х годах художники из Европы и США вышли на улицу и стали экспериментировать с материалом, который лежал под ногами, – с землёй. Земля стала средством выражения, холстом и сценической площадкой одновременно. В конце 1970-х и начале 1980-х годов произведения ленд-арта стали интегрировать в городской пейзаж. Роберт Моррис создавал инсталляции в заброшенных городских районах, Агнес Денес высаживала пшеничное поле в центре Манхэттена («Пшеничное поле – конфронтация»), Алан Сонфист пытался вернуть природу в городскую среду, представив скульптуру «Пейзаж времени» (Time Landscape) в Нью-Йорке.AgnesDenes-wheatfield-more-than-green.jpg

К сожалению, не все представители ленд-арта думали о последствиях: некоторые работы наносили непоправимый урон ландшафту. Но самые продвинутые из художников старались минимизировать своё воздействие на окружающую среду, тем самым подчёркивая важность осознанного отношения к природе. Среди таких пионеров экоарта: голландский художник Херман де Врис, который создал Музей Земли (7000 образцов почвы!); Нильс Удо, чьи сложные ландшафтные композиции находятся на стыке садоводства и искусства; и, разумеется, британский скульптор Энди Голдсуорти, использующий для создания своих скульптур бесконечное множество природных материалов.

Энди Голдсуорти вообще флагман временного ленд-арта. Одной из его первых скульптур, получившей всемирную известность, стал высокий шпиль из 35 кипарисовых стволов, расположенный возле рощи Монтерея. Он взлетает на 90 футов над землей, а у основания высажены молодые деревья. Со временем возвышающийся шпиль разрушится, а поросль, окружающая его, наберётся сил и продолжит расти, пока полностью не затенит его. Из-за своей эфемерности многие объекты Голдсуорти можно увидеть только на фотографиях и видео.1460743533.jpg

Экобаланс: Йозеф Бойс и Авива Рахмани

С наступлением нового тысячелетия человечество проявляет всё большую обеспокоенность экологическими проблемами, такими как загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, истощение популяций растений и животных, влияние новых генетических технологий на окружающий мир. Для того, чтобы поменять отношение человека к природным ресурсам, художники всё чаще вступают в сотрудничество с учёными, архитекторами и градостроителями.

Одним из самых показательных примеров в конце XX века стала акция Йозефа Бойса «7000 дубов», во время которой он высадил в немецком городе Кассель и его окрестностях семь тысяч деревьев.

Ещё одна художница, Авива Рахмани, почти 10 лет работала над масштабным проектом «Сети-призраки» (Ghost Nets): для этого она приобрела участок на прибрежной свалке рыбацкого острова у залива Мэн, восстановила 2,5 акра водно-болотных угодий, спроектировала пассивный солнечный дом и создала комплекс прибрежных зон с садом и водохранилищами. bed_of_nets_1992.jpg

Art recycling: Розали Гаскойн и Беверли Нейдус

Художница Розали Гаскойн (www.artgallery.nsw.gov.au/collection/artists/gascoigne-rosalie) одной из первых начала работать с мусором и переработанными материалами, привлекая внимание к культуре потребления.

Другой яркий пример направления – активистка Беверли Нейдус, создающая инсталляции про проблемы экологического кризиса и ядерного наследия. Её авторский проект Eden Reframed восстанавливает деградировавшую почву с помощью сложного комплекса очистки с использованием зелени и грибов, в результате чего возникает новое пространство для выращивания и сбора лекарственных и пищевых растений.IMG_1664.JPG

Герои Диснея защищают планету: Джефф Хонг

Нью-йоркский анимационный художник Джефф Хонг полностью исказил девиз Уолта Диснея «Где сбываются мечты». Иллюстратор изобразил самых популярных персонажей Диснея сражающимися с мрачными реалиями настоящего. Русалочка Ариэль выходит из грязного моря, скользкого от разлившейся нефти; в грязном переулке скрывается Золушка в бальном платье, разорванном в клочья; Мулан вынуждена закрывать своё красивое лицо маской, гуляя по тёмным улицам современного Китая; оленёнок Бэмби обезглавлен и превращён в настенный трофей. С помощью этих китчевых и противоречивых снимков Хонг делает смелые социально-экологические заявления и подчёркивает, что, если мы не обеспечим защиту планеты друг от друга, happy end вряд ли случится.20181009123331.jpg

Природа и повседневность: Алан Сонфист

Нью-йоркский художник Алан Сонфист создаёт художественные коллажи, сочетающие повседневные материалы с природными элементами. Используя перерабатываемые материалы, он превращает обычные предметы в искусство. В его работах листья могут покрывать холст, ветви выступать в качестве тотемов, из которых соткан мир, полный благословений матери-природы. В других случаях он пишет картины, используя земные пигменты, полученные из той локации, которую изображает.

Мусор как искусство: Аврора Робсон и Марина Дебрис

Канадская художница Аврора Робсон – мультимедийная активистка, которая создаёт скульптуры из отходов. Робсон любит превращать бытовой мусор в экологически чистые произведения искусства, чтобы напомнить публике, сколько отходов мы производим. Её замысловатые арт-объекты напоминают абстрактные организмы, зачастую подкреплённые использованием энергосберегающих светодиодов, которые создают сверхъестественный эффект.

Рабочий инструмент другой художницы Марины Дебрис – переработанный пляжный мусор. Из выброшенных на берег трофеев дизайнер создаёт наряды, украшения и декор для дома, тем самым привлекая внимание к загрязнению моря и береговых линий.dcdb4b4de89c6f690e71e4b99df0e31f.jpeg

Зелёный транспорт: Якоб Миккельсен и его электромобили

Датский художник Якоб Миккельсен – идеолог масштабного проекта The CO2 Green Drive Project. Миккельсен наполнил улицы Копенгагена, Йокогамы и Нью-Йорка яркими электромобилями – так он привлекает внимание к загрязнённости окружающей среды, пропагандируя «зелёный транспорт», работающий на альтернативных источниках энергии. Зачастую к его акциям присоединяются пешеходы, велосипедисты и автомобили на солнечных батареях, а художник фиксирует перформанс, делая снимки со спутника.

Экоарт в России: Сергей Урываев, Инна Гринчель и Илья Селецкий

Среди российских последователей экоискусства можно назвать Сергея Урываева и его проект «Помойка человеческих выражений». Художник расписал городские урны образами из творчества Казимира Малевича, переосмыслив классику русского авангарда.

Инна Гринчель, художница с российско-эстонскими корнями, выразила боль о вырубке деревьев и парков, создав из пепла макеты деревьев и пней в натуральную величину. Они «кровоточат» принтами с изображением прорванной плоти. fcabf70c47b38c4c412108de0d148f79.jpg

Илья Селецкий представил собственный парафраз той же самой темы. Символом инсталляции стала ёлочка – освежитель воздуха: в современном мире только в таком виде деревья можно встретить чаще всего. Художник вырастил целый лес таких ёлок – все они имеют аромат освежителя автомобиля и напоминают о том, что если вовремя не остановиться, то можно забыть, как пахнет настоящая ёлка и что такое реальный лес.

В попытке систематизировать подход к отображению действительности в контексте настоящего вспоминаются слова Олафура Элиассона, ещё одного яркого представителя экоарта: «Современное искусство – это не украшение мира, а принятие ответственности». Так, например, его проект «Трата времени» включал в себя демонстрацию кусков льда, которые откололись от крупнейшего ледника Исландии, – метафоры 800 лет земного существования. Сегодня искусство стало инструментом для повышения осведомлённости о перспективах, которые ждут человечество, если мы не изменим своё отношение к окружающей среде.