How to think/Психология

8 признаков токсичного рабочего пространства

2517

Состояние, когда ну совсем не хочется идти на работу, знакомо многим. Причины тому могут быть самыми разными: сложный проект, неожиданная кризисная ситуация, новая и сверхответственная позиция, в конце концов, нахождение «не на своём месте». Но сегодня не об этом… Сегодня на How to Green мы поговорим о хронически «нездоровых» рабочих условиях, превращающих даже некогда любимую работу в мучение, где вам как минимум некомфортно, а как максимум по-настоящему «токсично» и эмоционально, и физически. Итак, какие же признаки указывают на то, что на вашей работе царит «нездоровая» обстановка?

1. К вечеру воскресенья у вас резко портится настроение

Очевидно, что происходит это потому, что вас угнетает мысль о начале рабочей недели. У кого-то это проявляется в том числе в острой нелюбви к понедельникам и мыслях из серии «всё бросить и сбежать», у других же в виде психосоматических расстройств типа учащённого сердцебиения, спёртого дыхания, аллергии и бессонницы. Нечто похожее может происходить и в любое утро прямо перед работой. Вывод в этом случае один: мысли о работе вас гнетут, вы изо всех сил туда не хотите…

2. На вашем самовыражении стоит блок

Однако так было не всегда. Вы прекрасно помните то время, когда могли легко высказать свои оригинальные идеи и предложения в кругу коллег. Но однажды что-то пошло не так… Вы устроились в новую компанию, а может, у вас просто поменялся босс и ваши мнения вдруг оказались не в фаворе: не раз и не два они подверглись жёсткой критике, а то и самому уничижению. В итоге замолчало ваше креативное мышление, ваш «уникальный голос» – вы более не хотите и не можете свободно самовыражаться… Для большинства такое состояние является глубоко демотивирующим.

3. То, что некогда приносило вам удовольствие, теперь вас совсем не радует

В прошлом вы могли любить еженедельные летучки, командную работу и даже беседы с боссом один на один. Теперь же всё это вгоняет вас в уныние, а может, и страшит… Вам стало неинтересно, энтузиазм утрачен, и единственное, что хоть как-то вдохновляет вас в течение рабочего дня, – это приближение его окончания. На работе вы в лучшем случае пребываете в режиме пережидания, в худшем – чувствуете себя в заточении, где «душно» и всё бесцельно.

4. На работе на вас идёт травля

Конфликты, подковёрные слухи и сплетни рано или поздно возникают в любой организации. И к сожалению, порой из безобидных могут перерастать в настоящие гонения против одного или сразу нескольких людей. Независимо от причин, испытывать на себе изоляцию, грубость, неуважение, а то и вербальные издевательства коллег – опыт весьма болезненный. Подобную роль изгоя выдержит далеко не каждый. Кстати, если у вас с эмоциональным интеллектом всё в порядке, то есть вы человек порядочный, то систематическое унижение даже кого-то другого в вашем присутствии постепенно и для вас сделает такую офисную жизнь токсичной.

5. Руководитель с вами не считается

Вначале оговоримся: некоторым с боссами очень даже везёт. Им удаётся поработать с мудрыми, проницательными и эмоционально устойчивыми наставниками. Но, к сожалению, так бывает не всегда… Не все руководители – хорошие лидеры, некоторые из них адаптируют авторитарный подход к управлению, а кто-то просто по природе своей нарцисс. Подчинённым таких боссов приходится нелегко: начальники могут их игнорировать и обесценивать их мнение или, наоборот, присваивать себе их заслуги, при этом ограничивая карьерный рост служащих. Не получая должной поддержки, признания и уважения и в то же время регулярно выслушивая критику старшего по рангу, любой засомневается в своих способностях, потеряет всякую мотивацию и желание приходить на работу.

6. Вы стали чаще болеть

Не секрет, что хронический стресс снижает иммунитет и приводит к физическим заболеваниям. Потому частые простуды, повышенное артериальное давление, набор веса и проблемы со сном – нередкие «спутники» тяжёлых с эмоциональной точки зрения условий работы. Кстати, лишь глядя на статистику больничных дней сотрудников разных департаментов компании, можно довольно точно определить, какие из них имеют явную тенденцию к токсичности.

7. Вы не перестаёте жаловаться на тему работы своим близким

Вашему партнёру еженедельно «достаются» часы недовольств и жалоб, связанных с событиями, происходящими у вас офисе. Причём говорите вы в основном о коммуникационных проблемах, нежели о профессиональных затруднениях. Знакомо? Так вот, это ещё один явный признак токсичного климата на работе. Справедливости ради заметим, что конфликты по поводу выбора тактик достижения какой-либо общей цели среди коллег – нормальная и часто весьма продуктивная практика. В здоровых спорах сослуживцев рождается та самая истина, а ещё таким образом они развивают критическое мышление и навыки решения проблем. Но иногда в основе конфликта стоят личные интересы коллег – вот тогда цели компании отходят на второй план и общая эффективность работы резко падает. Такие конфликты и организациям, и её сотрудникам крайне неполезны.

8. Вы забыли о том, что такое баланс между работой и частной жизнью

Всё смешалось… А вернее сказать, работа распространилась настолько дальше номинальных рамок вашего рабочего дня, что теперь вы доступны для коллег в режиме 24/7, включая время отпуска. И даже если это положительно отражается на размере вашего заработка сегодня, это точно не идёт на пользу вашему психическому состоянию и физическому здоровью завтра. Помните: имея ответственную работу, иногда оставаться на связи допоздна – не проблема. Однако если это становится нормой и начинает негативно отражаться на качестве вашей жизни и отношениях с близкими, то есть смысл серьёзно задуматься о корректировке такого рабочего режима.

Даже работая в офисе с запущенной токсичной обстановкой, вы можете изменить ситуацию к лучшему. Для этого, во-первых, приоритезируйте своё здоровье, во-вторых, прекратите любое негативное общение, в-третьих, напомните себе о том, как и почему вы оказались именно в этой компании, и, наконец, решите, имеет ли смысл оставаться здесь дальше. Для столь серьёзных раздумий можно даже взять отпуск. Полноценно отдохнув и проанализировав все за и против, вы непременно примете достойное решение относительно того, как и где продолжать свой профессиональный путь.

Обсуждения