Как генерировать больше идей? 3 вида мышления, которые может использовать каждый

Екатерина Тихонова

Как придумать классную идею, реализовать её и превратить в успешный проект? Секрет прост: правильно использовать мышление. Вернее, три типа мышления. How to Green совместно с издательством «Манн, Иванов и Фербер» и книгой «Я хочу больше идей» рассказывают про каждый из них. Поверьте, они помогают генерировать несметное количество свежих задумок!

Почему придумывать – сложно?

Наш мозг обожает привычные вещи. Любимый кофе на завтрак, торт на день рождения, старый свитер, в котором так приятно читать книжку. Так же дело обстоит с идеями: однажды мы научились работать определёнными образом и продолжаем делать это изо дня в день. Но старое и проверенное часто становится преградой на пути свежих задумок. И в один прекрасный день вы смотрите на идею конкурента и думаете: «Почему же я до этого не додумался раньше?» Именно поэтому новые инструменты мышления нужны всегда.


Тип 1. Дивергентное мышление

Дивергентное мышление – это когда вы пытаетесь найти решение за пределами очевидного. Вы перебираете множество разных вариантов, а не выбираете первое пришедшее на ум.

Дивергентное мышление постоянно используют писатели и художники. Британский сценарист шоу «Монти Пайтон» Джон Клиз рассказывал, что придумывал шутки в месте, где его никто не беспокоил. Полтора часа он проводил в одиночестве в своём «оазисе». Клиз заметил, что скетчи получались оригинальнее, когда он дольше «играл» с идеями.

Как использовать дивергентное мышление. Засеките 60 секунд. Подумайте про оранжевые предметы и запишите про те, что сможете вспомнить. Затем закончите и засеките ещё 60 секунд. Продолжите список. Пересчитайте предметы. Возможно, одним из первых в вашем списке оказалось слово «апельсин». Но почему? Дело в том, что в стрессовой ситуации (когда время ограничено) наш мозг подбирает самые очевидные ответы. Художница Pixar Эмма Коатс советует: «Отбросьте первую возникшую у вас идею. А также вторую, третью, четвертую, пятую – отсейте всё очевидное. Удивите себя». Теперь попробуйте вернуться к списку и подумать про время, когда вы себя удивили. В первые 60 секунд или во вторые?

Тип 2. Латеральное мышление

Латеральное мышление – это подход, который позволяет взглянуть на проблему под разными углами и найти удачное решение. Тренер английской сборной по футболу сэр Бобби Робсон часто говорил игрокам: «Практика приводит к постоянству». Это отличный совет для спортсмена, но плохой для творческого человека. Постоянство не поможет придумывать классные идеи в мире, который каждый день непрерывно меняется.

Латеральное мышление намеренно разрушает принятые нами модели и рассматривает проблемы с разных сторон, отталкиваясь от необычных точек зрения и бросая вызов общепринятым правилам.

Как использовать латеральное мышление. Посмотрите на список с набором букв:

БРТ – британец, АКА – американец
ЛТШ, КНД, ЯПН, ТВН, УГД, СВК, ПРВ, НЛЧ

Каждый из них – часть более длинного слова, обозначающего национальность, в начале даны два примера. Назовите остальные национальности за две минуты. Получилось? Какое слово было сложнее всего расшифровать? Скорее всего, НЛЧ – это слово «англичанин». И разгадать его было трудно, так как в остальных примерах первая буква соответствовала первой букве слова. Поэтому, когда вы посмотрели на НЛЧ, мозг запротестовал: он уже построил определённый алгоритм и стал перебирать страны, которые начинались на букву Н. И когда не нашёл соответствие, то застопорился.

Латеральное мышление – это разрушение привычных моделей. Попробуем использовать его для этой задачки. Проставим пробелы перед буквами:

_ Б _ Р _ Т _ – вы бы по-прежнему угадали «британца»,

_ Н _ Л _ Ч _ – у вас было бы больше шансов расшифровать «англичанина».


Тип 3. Конвергентное мышление

Конвергентное мышление – это когда вы выбираете лучшее решение из множества вариантов. Такой вид мышления удачно дополняет предыдущие и не даёт останавливаться на одной удачной задумке.

Как использовать концергентное мышление. Этот тип – итоговый этап в генерировании идей. Важно не прийти к нему слишком рано. Для этого нужно перечислить как можно больше вариантов решений. А затем произнести вслух: «Что ещё?» Эти два коротких слова – отличный мыслительный инструмент. Вот ещё несколько «волшебных» фраз, которые подстегнут воображение и заставят работать конвергентное мышление:

  • «Какие решения поразят всех, если мы сумеем их реализовать?»
  • «Какие идеи могут пробовать в настоящий момент наши самые изобретательные конкуренты?»
  • «Что удивит наших клиентов?»

Каждый тип мышления можно использовать в любой сфере: реклама, писательство, живопись, бизнес, кулинария, маркетинг… Вдохните, выдохните, откройте глаза и по-новому взгляните на привычные вещи. И вы увидите, как много идей витает в воздухе.