«Запугивать и стыдить — неправильно»: почему нам нужно сексуальное образование

Сексуальное образование — способ снизить высокий показатель ранних беременностей и распространение ВИЧ. Корреспондентка How to Green поговорила с соведущей шоу «Подруги» Ксенией Дукалис, соосновательницей проекта KISA Мари Новосад и сексологом Аминой Назаралиевой о том, почему сексуальное образование так важно.

Почему важно открыто говорить о сексе

По определению ВОЗ, сексуальное здоровье — это состояние физического, психического и социального благополучия, связанного с сексуальностью. Для этого необходимы позитивный и уважительный подход, а также возможность иметь доставляющий удовольствие и безопасный секс, свободный от принуждения, дискриминации и насилия. ООН ещё в 1998 году признала правом человека доступ к достоверной медицинской информации, к которой относятся и сведения о контрацепции.

В ЮНЕСКО подчёркивают, что сексуальное просвещение способствует профилактике нежелательной ранней беременности и венерических заболеваний, а также помогает привить детям и подросткам терпимость, взаимное уважение и ненасилие в отношениях.

Согласно опросам, для двух третей россиян говорить про секс с близкими — табу. Но делать это нужно, потому что секс — одна из ключевых сторон нашей жизни. По мнению сексолога Амины Назаралиевой, важно обсуждать всё с опорой на научные данные, без ненависти и дискриминации. Языком, который позволит максимальному количеству людей уважительно высказываться и задавать вопросы.

«Я вижу, как, с одной стороны, о нём [о сексе] открыто и спокойно говорят в соцсетях и телеграм-каналах. С другой — нет общественной дискуссии и сексуального образования, вместо этого есть масса проблем, — говорит Амина. — В первую очередь это венерические заболевания, ВИЧ, незапланированные или нежелательные беременности».


Мари Новосад, блогер и соосновательница секс-позитивного сообщества и секс-шопа KISA, рассказывает, что у нас секс не воспринимается как удовольствие для обеих сторон. Большинство женщин не получают оргазм, а часть из них не ощущала его никогда. «И конечно, почти все они думают, что с ними что-то не так, — говорит Мари. — Мне кажется, все должны знать хотя бы то, как устроено тело мужчины и женщины, что такое женский оргазм и какие анализы нужно регулярно сдавать».

Одна из целей проекта девушки — нормализовать разговор о сексе в России, приучить всех ответственно относиться к своему здоровью, не забывая при этом, что секс создан в том числе для радости и удовольствия.

«Зрители следят за мной с моего подросткового возраста, когда я ещё искала свой голос и снимала видео, как веду ежедневник. Так как я никогда не показывала личную жизнь, переход на секс-тематику показался резким, но я не отделяю это от лайфстайла. Ведь секс и удовольствие — нормальная часть жизни большинства из нас, — рассказывает Мари. — Моя миссия — показать зрителям, что обсуждать секс-игрушки и то, что происходит в постели, может быть не только не стыдно, но и весело, и даже полезно и нужно».

Чем опасно отсутствие сексуального образования

Ксения Дукалис, одна из ведущих шоу «Подруги», считает, что если сексуального образования нет в школе или дома, то подросток может получить его «на улице», где знания довольно своеобразные и кустарные: «Когда ребёнок не осведомлён о сексе, он находится в большей зоне риска для насилия. Тот, кому объяснили, что такое половой акт и что такое личные границы, сможет сказать “нет” в потенциально опасной ситуации. Так как он будет понимать, что происходит, и знать, как защитить себя».

По мнению Амины Назаралиевой, сексуальное просвещение важно для всех. Часто бывает так: если девушка забеременела, то она остаётся одна с социальными и финансовыми последствиями. Именно ей нужно пережить беременность и роды в подростковом возрасте и рисковать здоровьем: «Часто мужчины исчезают из жизни своих детей, и многие из них разделяют мнение, что, так как сами не хотели детей, “теперь беременность — забота девушки”. Будто за ребёнка нужно нести ответственность, только если ты планировал его, — но это неправильно».

Подростковая беременность — глобальная проблема, которая касается стран с разным уровнем дохода. Как указывает Всемирная организация здравоохранения, подростки могут быть неспособны избежать нежелательной беременности — в связи с отсутствием знаний и неверными представлениями о том, где получить средства контрацепции и как их использовать. Также ВОЗ называет возможные социальные последствия для незамужних беременных подростков: это стигматизация, неприятие от окружающих или насилие со стороны партнёров, родителей и сверстников. В ООН отмечают, что более 60% россиянок занимались сексом до того, как достигли 19-летнего возраста, при этом 70% девушек-подростков признались, что хотели бы знать о контрацепции больше.

Одна из проблем, возникшая из-за низкой осведомлённости населения о том, как правильно и безопасно вести половую жизнь, — высокий процент людей с ВИЧ. По словам Амины Назаралиевой, многие люди занимаются незащищённым сексом, думая, что отсутствие внешних проявлений означает отсутствие заболевания. «При этом у нас нет нормальных лекарств. И многие узнают о своём ВИЧ-статусе слишком поздно, а матери — во время беременности или каких-то рутинных обследований», — говорит Амина.

Вместе с тем отсутствие сексуального образования ухудшает качество жизни. Как укрепить и улучшить отношения с партнёром? Как меняется тело? Нормально ли то, что с тобой происходит? Всё это важно и нужно знать.

«Если мы не будем знать [про венерические заболевания, контрацепцию, физиологические особенности тела], то да, нам может повезти и мы не заразимся ничем серьёзным, — однако мы можем так и не научиться получать удовольствие от секса. Это, к сожалению, по большей части тоже женская проблема. Множество женщин не испытывают оргазмы. И это совершенно неправильно. Есть мужчины, которые тоже его не испытывают, но это скорее исключения», — рассказывает Амина.

Нужны ли уроки сексуального образования в школах

В мире существуют разные программы сексуального просвещения, и, по словам Амины Назарлиевой, если рассказывать детям только про «пестики и тычинки», это не будет эффективно: «Мы столкнёмся с тем, что подростки будут заниматься сексом, совершенно не понимая правил безопасности и всей ответственности. Среди них и так ходит много разных мифов: кто-то считает, что от первого секса невозможно забеременеть или что оральный секс абсолютно безопасен. Или если девушка пришла на вечеринку в короткой юбке — то она хочет интимной связи и согласна на неё».

По мнению Амины, психологам и учителям стоит разрешать говорить о сексе в школе. Но важно, чтобы они не распространяли недостоверную информацию. «Если они вбивают в головы свои политические или религиозные убеждения, то это может скорее навредить, чем помочь. Запугивать и стыдить — неправильно, и лучше не делать ничего, чем вести себя так. К сожалению, когда это делают профессионалы, многим кажется, что в этом нет ничего плохого».

Ксения Дукалис считает, что если бы в школах ввели уроки сексуального образования даже на базовом уровне, то жизнь стала бы лучше: «Я адепт того, чтобы вся эта тема проговаривалась дома, но она должна затрагиваться и в школе. И это должен делать не психолог или учитель, а сексолог, который сможет объяснить всё профессионально».

По мнению Мари Новосад, сексуальное образование безусловно нужно. Поэтому необходимо создавать как можно больше авторитетных онлайн-платформ, где люди любого возраста смогут самостоятельно получить необходимую информацию о сексуальном здоровье и удовольствии. «В идеальном мире это должно происходить в безопасной и комфортной семейной среде, где нет неловкости, одноклассников и учителей, запугивания и страшилок, что секс — инфекции, аборты и разврат, — говорит Мари. — Но даже я не знаю никого, кроме своей семьи, где вёлся бы свободный диалог о сексе, теле и даже сексуальной ориентации».

Как сексуальное образование реализуется в других странах

В 2010 году Европейское региональное бюро ВОЗ под руководством Федерального центра просвещения в сфере здравоохранения разработали «Стандарты сексуального образования в Европе». По этому документу секс-образование должно вестись непрерывно, в нём важно сотрудничество с родителями, чтобы создавалась атмосфера поддержки, и его основой должна быть гендерная чувствительность.

В Германии правительство опубликовало свою первую школьную книгу по половому воспитанию в 1969 году, а позже сделало сексуальное образование обязательным для всех. Оно включает в себя темы о различных ориентациях и гендерной идентичности. По мнению правительства страны, изучение самосознания, пола, эмоционального интеллекта даёт молодым людям возможность ориентироваться в отношениях с другими и с собой.

В Америке уже давно существуют уроки сексуального образования, и они делятся на две программы — «Всестороннее половое воспитание» (с англ. Comprehensive Sex Education. — Прим. ред.) и «Половое воспитание, рассказывающее только о воздержании» (с англ. Abstinence-Only Sex Education. — Прим. ред.). Почти все учащиеся 5–10 классов посещают урок сексуального просвещения не менее одного раза. Но информация на них может быть разной, потому что решение о программе децентрализовано — в части штатов есть законы, которые определяют, что рассказывать на таких уроках, в части разрешают выбирать это самим школам.

В Швеции сексуальное образование стало обязательным школьным предметом в 1955 году. А в 1933 году была основана Шведская ассоциация сексуального образования (RFSU). Это некоммерческая организация, которая не может обязать что-либо преподавать, зато консультирует государственные структуры, издаёт обучающие материалы и проводит образовательные мероприятия.

В России в 2014 году Госдума утвердила Конвенцию о правах ребёнка, которая предусматривает введение полового просвещения в школах. И хотя, по данным ВЦИОМ, 60% опрошенных россиян не против сексуального образования в школах, пока что в нашей стране так и не пришли к единому мнению, нужны ли такие уроки или нет. Ситуацию осложняет и закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — он запрещает изображать и описывать действия сексуального характера детям до 16 лет.

Заглавное фото: KISA