«С первого полёта я поняла, что это моё»: таксистка, девушка-боксёр и пилот самолётного спорта о своих профессиях и сексизме

В России всё ещё есть список запрещённых для женщин профессий, а в некоторых сферах девушек не считают специалистками только из-за их пола. Корреспондентка How to Green поговорила с девушками из «мужских» сфер деятельности и психологом о сексизме и стереотипах.

Серафима Сандалова, боксёрка

«Есть стереотип, что девушка-боксёр не может быть женственной»

О начале занятий и реакции окружающих

В детстве я мечтала стать ветеринаром, и даже поступила на близкую специальность, но я не нашла себя на этом поприще. А боксом начала интересоваться в 14 лет, после того как мы с родителями переехали в деревню из небольшого города, где я занималась спортивной гимнастикой, но там не было интересных секций. Мой папа — тренер, поэтому я пошла к нему на бокс. У нас большая семья, в которой 14 детей — семь мальчиков и семь девочек, и каждый прошёл через эти тренировки. Кто-то остался заниматься всерьёз, среди них была и я. У родителей не было никаких опасений, так как все знали, что это за спорт. Я смотрела на папу, старших братьев и сестру и знала, что может быть в боксе. Они поддерживали нас в любом деле — если ребёнку что-то нравится, то пусть занимается.

Когда люди узнают, что я занимаюсь боксом, то чаще всего не придают этому значения. Но если заходит более глубокий разговор, то удивляются, спрашивают, не боюсь ли я, — «это ведь больно». Обычно все думают, что это непрофессиональные занятия.


О том, травматично ли выходить на ринг

Заниматься профессиональным спортом, не только боксом, очень тяжело. Но если говорить про женский бокс, то сложность в том, что у нас мало спарринг-партнёров. Мужчины могут выходить на ринг в своей весовой категории, а разнообразие партнёров помогает лучше развить навыки. А мы стоим с мальчишками из нашей весовой категории, и это немного другое. И когда мы выходим на соревнованиях против женщин, то эта разница ощутима.

Серьёзные травмы случаются очень редко. Не исключено, что можно, например, сломать нос, а после нокаутов и нокдаунов нужно проверять голову на ушибы и повреждения. Но в женском боксе их почти нет, поэтому он менее травматичен, чем мужской.

О стереотипах

Мне всегда нравилось рельефное тело — подтянутое, но не перекачанное. Возможно, есть стереотип, что девушка-боксёр не может быть женственной, но этот спорт гармонично развивает всё тело: даже если взять нашу сборную, то там большая часть девчонок с модельными параметрами. Например, Светлана Солуянова — она боксёр нашей сборной и модель. Если бы я не видела её лично, то не подумала бы, что она занимается боксом.

Мы постоянно сталкиваемся со стереотипами, что «женщины на ринге — это смешно и похоже на цирк». Чаще всего так говорят люди, которые далеки от этого спорта. Когда я училась в университете и приходила на тренировки, мужчина подошёл к рингу, когда я с кем-то спарринговалась, и крикнул: «Девушка, да что вы делаете, идите борщи варить». Было неприятно, так как это было слышно на весь зал. Я просто понимаю: мало того, что я варю вкусные борщи, так ещё и бью нормально. Поэтому стереотипы, конечно же, есть, но мы, девушки-боксёрки, редко когда обращаем на это внимание.

Мне никогда не доводилось применять свои навыки вне ринга. Как правило, боксёры, которые давно занимаются и достигли чего-то, — дисциплинированные люди. Они понимают, что использовать свои навыки вне ринга — это некрасиво, и стараются обсуждать всё дипломатическим путём. Конфликт можно решить без кулаков.

Ксения Нечаева, таксистка

«Я люблю водить больше всего на свете»

Об увлечении машинами и начале работы в такси

Любовь к машинам появилась уже во взрослом возрасте. Мой папа — профессиональный водитель, провёл за рулём всю жизнь. Так сложилось, что я хотела заработать одобрение папы, и это можно было сделать, научившись хорошо водить. До сих пор помню фразу, которую он сказал о соседке, выезжающей из двора задним ходом: «Водит как мужик». После я часто слышала её от других, и для меня это была высшая степень похвалы.

В 20 лет я получила права, причём сдала очень тяжело — только с восьмого раза. Потом я просто села и одна поехала, училась на своих ошибках и в какой-то момент поняла, что сама дорога на работу в детский сад приносит больше удовольствия и радости [чем сама работа]. Поэтому я решила кардинально её сменить и устроилась в автосалон, поближе к машинам. Более плавный стиль вождения я приобрела с возрастом: приходилось часто отвозить родственников на вокзалы, в аэропорты, магазины, развозить подружек ночью по домам. Не так давно решила пойти работать в такси. Я люблю водить больше всего на свете. Долго настраивалась и готовилась морально. Было много опасений, и знакомые, и друзья отговаривали. Но я попробовала работать несколько дней, и мне понравилась. Пассажиры оказались классными, так что я уволилась с прошлой работы, чтобы полноценно водить такси — занимаюсь этим уже полгода.

О реакции окружающих

Знакомые удивились — я выгляжу очень хрупкой, так что им было сложно представить меня за рулём такси. Но я не считаю, что эта работа более опасна, чем какая-либо другая. Те, кто хорошо меня знают, очень радовались моей новое работе, а некоторыми девочки говорили, что тоже хотят пойти водить, и спрашивали, как туда попасть. Такая реакция убедила, что я всё правильно делаю. Я буквально живу за рулём и не могу жить без этого.

По поводу дискриминации и стереотипов, то, если честно, ни одного радикального случая не было. Только один момент, когда мне показалось, что человек отменил заказ только потому, что я девушка. Но ещё не было такого, чтобы кто-то сел в машину, увидел за рулём меня и вышел. Некоторые мужчины просто никак не реагируют, кто-то удивляется, но спокойно, и единицы правда боятся ехать. Но в процессе они успокаиваются — я ни разу не слышала критики или недовольства по поводу поездок.

Однажды ко мне села женщина, посмотрела на меня с сочувствием и сказала: «В такси, говорят, совсем плохо». Не понимаю, почему люди думают, что в такси идут только от безысходности? И никому не придёт в голову, что это классная работа.

О женщинах в профессии

Женщин-таксисток, конечно же, очень мало по сравнению с мужчинами. Но нас становится всё больше. И сама ехала с водителем такси — девушкой. Такая тенденция будет продолжаться, и нас однозначно будет всё больше. Мне кажется, что профессия считается мужской, так как часто ассоциируется с опасностью — пьяные пассажиры, агрессия и все эти страшные истории. Но, как правило, это происходит по ночам, я не работаю в это время и никому не советую.

Я чувствую себя на равных и не считаю, что это сугубо мужское дело. Каждый должен делать то, что у него получается. Не все парни хорошо водят и не все девушки — плохо. А пассажирки радуются, когда садятся к водительнице.

О плюсах и минусах работы в такси

Работать водительницей такси тяжело. С одной стороны, это работа мечты — ты сама организуешь свой график, всегда можешь отлучиться по своим делам, чего мне не хватало на прошлых работах, где было жёсткое отношение к опозданиям. Ты можешь сделать себе выходной, можешь отдыхать сколько хочешь и поспать до обеда. Но тут подстёгивает азарт: я сплю, а кто-то выполняет мои заказы и зарабатывает мои деньги — тогда ты бежишь на работу, но с удовольствием. Ещё это свобода от начальников. Из минусов — соотношение затрат и заработка. Есть определённые расходы на автомобиль: заправка, мойка. А ещё я очень устала после первых двух недель активной работы. Хотя я фанатка вождения, но в какой-то момент появилась моральная усталость, и нужно было взять паузу.

Я никому не рассказывала, но у меня были проблемы с ориентированием на местности, раньше я могла заблудиться в трёх соснах. Я ответственно отношусь к работе, поэтому боялась повернуть не туда, особенно в Москве, где такие дороги, что даже по навигатору иногда сложно сориентироваться. Но каким-то чудом всё получалось. Как-то женщина заказала такси, и я была уже не первая — водители не могли её найти. Она опаздывала на электричку, очень нервничала, но мы быстро доехали, и она успела — была очень рада и довольна. Но сейчас я уже практически не смотрю в навигатор.

Дарья Дьяченко, занимается самолётным спортом

«С первого полёта я поняла, что это моё»

О желании летать и реакции родителей

Я поняла, что хочу заниматься самолётным спортом, когда впервые пришла на аэродром и поднялась в небо на ЯК-52. Это был полёт на пилотаж: мы делали бочки, петли. Сразу после первой фигуры я поняла, что хочу уметь так же. На тот момент я училась в университете, и староста прислала сообщение, что ведётся дополнительный набор в пилотажную группу. Так я пришла на аэродром. Со мной проводили большое собеседование — спрашивали абсолютно всё: чем я занимаюсь, сколько свободного времени. Я долго не решалась, но с первого полёта я поняла, что это моё.

Родители были против моих занятий, но мама смирилась, а папа до сих пор относится не очень хорошо. Вроде у них не было стереотипов насчёт того, что это не женский вид спорта. Просто говорили, что это очень опасно, но на самом деле это не так. Обучение происходит от простого к сложному: вначале курсанты делают взлёты и посадки, потом переходят к виражам, полётам, но всё делают по мере сложности. Я пришла на аэродром в апреле 2017-го, а в июне начала летать с инструктором. Первый раз вылетела сама в сентябре. Обучение начиналось с теории, были такие предметы, как авиационная метеорология, навигация, учили также руководству лётной эксплуатации самолета. Там описаны все режимы, на которых летают самолёты, температурные режимы, особые случаи.


О сексизме и женщинах в самолётном спорте

Сейчас самолётным спортом занимаются единицы девочек, на это есть много причин. Во-первых, это не очень распространённый вид спорта. Во-вторых, он затратный и требует определённых качеств и умений, которые есть не у всех. В советское время очень много женщин и девушек летали и это не считалось чем-то из ряда вон выходящим, но сейчас, к сожалению, не так.

От мужчин — профессионалов в авиационной сфере я почти не слышала фраз вроде «вы, девушки, плохо летаете, у вас ничего не получится». В основном так говорят люди, которые вообще ничего не знают об авиации и что уровень «специалист» [в авиации] не зависит пола.

Есть почти целиком мужские сферы деятельности, в которых к женщинам относятся с пренебрежением. Но если это хороший специалист, то он не имеет пола. Если женщине это нравится, она этим горит, то почему бы и нет. Лучше не обращать внимания на сексисткие замечания, потому что их говорят люди, которые не имеют никакого отношения к этой сфере.

Анфиса Белова, психолог

Как сексизм на работе влияет на женщин

Сексизм — это предвзятые установки, дискриминация представителей определённого пола (чаще всего женщин), выражающаяся в том, что им навязывается подчинённое положение. Он основан на гендерных стереотипах, что мужчины и женщины противоположны друг другу и имеют совершенно разный набор качеств и паттернов поведения, справедливых для всех представителей того или иного пола.

Соответственно, в гендерных стереотипах нет места индивидуальности и личностным особенностям. Если говорить о профессиональной среде, то в отношении женщин существуют, например, такие установки: женщины не умеют руководить, для них главное семья, а не карьера, они всегда рады мужскому вниманию. Всё это может влиять на отношение к сотрудницам со стороны начальства и коллектива, на то, как с ними общаться, какие задачи ставить. А для самих женщин сексизм на рабочем месте может стать дополнительным источником стресса, вызывать неуверенность в себе и необходимость постоянно доказывать свою профессиональную пригодность.

В чём он обычно проявляется и как его распознать

Проявлений сексизма может быть огромное количество — начиная с шуток и способа общаться, заканчивая разным уровнем оплаты и условиями труда. Он может быть ярко выраженным или еле заметным, но самая главная черта сексизма — мужчина становится на ступень выше, чем женщина, они не считаются равными. Соответственно, если говорить о рабочей среде, то сексизм влияет на то, что людей оценивают не с точки зрения их знаний, профессионализма и выполнения своих непосредственных обязанностей, а с точки зрения установок и стереотипов.

Можно ли как-то противостоять этому в рабочей или профессиональной, спортивной среде?

Конечно, с проявлениями сексизма можно и нужно бороться. То, насколько легко и эффективно это будет происходить в какой-то конкретной среде, зависит от пластичности коллектива и готовности к изменениям и восприятию новой информации. Где-то для изменения ситуации достаточно объяснить свою позицию, перестать «подыгрывать» (вести себя соответственно чужим ожиданиям) или показать свою профессиональную компетентность («поставить на место»), а где-то требуются более серьёзные способы борьбы (например, огласка, привлечение юристов, подача исков), особенно если мы говорим о таких вещах, как отказ в приёме на работу по половому признаку, разный уровень оплаты труда, домогательства и прочее.

Может ли сексизм быть доброжелательным и безопасным?

Действительно, существует такое понятие, как доброжелательный сексизм. Под ним подразумевается идеализация женщин, восприятие их как хрупких и чистых, которые нуждаются в мужской заботе и защите. Со стороны может показаться, что в этом нет ничего плохого, ведь представляется, что в таком случае мужчины будут «носить женщин на руках». Но идеализация — это тоже игнорирование индивидуальности и личностных особенностей, это такая же попытка загнать всех в принятые установки и стереотипы.