Психология цвета: как изменить жизнь при помощи колористики

Цвет несёт в себе информацию, которую мы моментально считываем на подсознательном уровне. Это мощнейший психологический инструмент, который при грамотном подходе может стать вашим помощником в жизни. Сегодня на How to Green мы расскажем об интересных когнитивных эффектах, которые оказывают на нас разные цвета, и о сферах жизни, которыми мы можем управлять при помощи колористики.

При помощи цвета вы можете создать себе настроение, повлиять на мнение окружающих о вас и даже похудеть или ослабить боль. Конечно, его восприятие является субъективным: что для одного персиковый, другой назовет оранжевым или розовым. Также на восприятие цвета влияют культурные особенности, личные предпочтения, контекст и даже окружающая среда. Поэтому и воздействие цвета на человека и его психологическое восприятие могут варьироваться. Не обязательно красный всегда воспринимается как цвет скорости или агрессии, а синий оказывает успокаивающий эффект. А теперь подробности.

Цвет и работоспособность

Обычно офисы многих компаний полностью выдержаны в нейтральных цветах – сером, белом или спокойном синем. Но способствует ли такая обстановка повышению работоспособности? Тот же красный цвет помогает сфокусироваться, способствует повышению активности и продуктивности. Конечно, красить все стены в офисе в алый не стоит, но вот использовать в рабочем пространстве элементы тёплых цветов – отличная идея. Красный, жёлтый и оранжевый помогают концентрироваться и улучшают память. Так что, если ваше рабочее место не отличается обилием ярких цветов, купите себе красную кружку или замените обои на рабочем столе компьютера, чтобы работать эффективнее и дольше ощущать бодрость.

shutterstock_1079802323.jpg

Цвет и отдых

Представьте, что вы уехали отдыхать, целыми днями лежите на пляже, смотрите на синее море и небо, а когда возвращаетесь в номер отеля, испытываете дискомфорт и чувствуете, что даже сердце начинает биться чаще. А всё дело в том, что в вашем номере стены покрашены в оранжевый или жёлтый. Интересное дизайнерское решение может стать настоящим кошмаром для вашей нервной системы – отдохнуть в интерьере с яркими и насыщенными тёплыми цветами вам вряд ли удастся. Успокоиться и восстановить силы помогают приглушённые оттенки зелёного и синего и белый цвет. Отдавайте предпочтение этим цветам, когда выбираете одежду для медитации и ментальных практик или решаете перекрасить стены в спальне.

shutterstock_143317831.jpg

Цвет и питание

Мы уже рассказывали вам о влиянии цвета на аппетит: если вы хотите похудеть, старайтесь не использовать посуду оранжевого, красного, жёлтого и зелёного цвета. В этом случае лучше отдавать предпочтение нейтральному белому – в ходе одного эксперимента было выявлено, что этот цвет способствует общему сокращению потребления калорий в течение дня. Участники исследования съедали в среднем около 945 калорий в день, используя белую посуду, и более 1100 калорий при использовании чёрных и красных тарелок.

То же стоит помнить и при выборе блюд в кафе: например, зелёное мороженое может показаться вам полезнее клубничного, так как мозг создаёт ассоциацию «зелёное – значит полезное», но на свойства продукта в этом случае цвет вообще не влияет.

ddddd.jpg

Цвет и социальный статус

Маркетологи многих компаний вывели чёрный, золотой и бордовый в разряд статусных цветов. Красная ковровая дорожка, чёрный фрак, золотая кредитная карта – всё это также традиционно означает элитарность и символизирует престиж и исключительность. Помните об этом, когда выбираете наряд на светское мероприятие или упаковку для подарка высокопоставленному лицу, но и не поддавайтесь на «цветовые» маркетинговые уловки в виде золотой упаковки или фразы black edition в названии.

Цвет и имидж

Встречают по одёжке – точнее, по её цвету. Среди 276 человек, которые смотрели на фотографии разных людей и оценивали их имидж, большая часть отметила цвет одежды как более важный фактор оценки, чем её стиль или эмоции человека.

Вы можете создавать свой имидж и влиять на мнение окружающих о вас тогда, когда вам это нужно, грамотно подбирая цвета в своём гардеробе. Если сегодня вам предстоит презентация нового проекта и нужно показать свою строгость и экспертность – надевайте чёрное или синее, даже если по натуре вы человек нежный и предпочитаете пастельные оттенки в одежде. А если на этой встрече вам важно показать свою креативность и нестандартный взгляд – отдайте предпочтение ярким или неожиданным цветам, в том числе и в оформлении презентационных материалов.

shutterstock_361935680.jpg

Цвет и карьера

Если вы хотите, чтобы на работе вас заметили, одевайтесь в более заметные цвета, оставим серый костюм для других случаев. Но если вы недавно сменили место работы и ещё только адаптируетесь в новом коллективе, будьте осторожны с выбором цвета: излишне броские могут не только привлечь к вам внимание, но и настроить против вас новых коллег, которые сочтут вас за человека с высоким самомнением.

Также существует особая система влияния цвета в зависимости от темперамента человека, разработанная российским психологом Н. В. Серовым. Тёплые цвета вроде красного, жёлтого или оранжевого на холериков действуют расслабляюще и вызывают легкомысленность, у сангвиников проявляется несознательность, флегматики от этих цветов лучше демонстрируют интеллектуальные способности, а меланхолики становятся более коммуникабельными. Холодные же цвета помогают холерикам и сангвиникам быть сдержаннее и уравновешеннее, а у флегматиков и меланхоликов вызывают отстранённость и замкнутость. Имейте это в виду, когда выбираете наряд или интерьер кафе для собеседования или важной встречи.

1E3E2CF0-628F-4FA4-AFD4-F72C5299EFA2.jpeg

Цвет и восприятие боли

Удивительно, но цвет влияет даже на то, насколько сильно мы чувствуем боль. В ходе недавнего исследования группа специалистов проверяла влияние шести цветов – красного, зелёного, оранжевого, голубого, розового и жёлтого – на восприятие боли. Для этого испытуемым сначала по очереди показывали цвета, затем посылали болевые импульсы. В ходе эксперимента исследователи также проверяли белый – как формат отсутствия цвета. В итоге самые сильные ощущения боли были зафиксированы после того, как участники эксперимента контактировали с красным цветом. А белый, наоборот, притуплял неприятные ощущения.

Описанные характеристики не могут со стопроцентной точностью считаться универсальными и распространяющимися на всех в одинаковой степени. Но вы наверняка замечали, что тот или иной оттенок оказывает на вас влияние и сила цвета не ограничивается тем, что чёрный стройнит, а от обилия оранжевого болит голова. Более тонкий подход к выбору цвета в разных сферах жизни, от оформления презентации вашего нового проекта до цвета стен в детской, – это возможность повлиять на многие её аспекты.