8 главных мифов о мозге

Нейрофизиологи уже много лет изучают мозг и постепенно раскрывают нам всё новые и новые секреты нейронауки. Было бы хорошо, если бы до нас доходила только достоверная информация. К сожалению, мы лишь играем в «испорченные телефоны». Учёные проводят исследования, журналисты делают свои выводы, а мы в свою очередь, услышав какую-то часть из всего массива информации, передаём её друг другу. Несложно догадаться, каким образом рождаются мифы. В новой статье на How to Green попробуем разрушить популярные заблуждения о мозге и рассказать о том, почему они появились.

Миф 1. Человек использует только 10% мозга

Правда: человек задействует свой мозг намного больше, чем на 10%.

В книгах, фильмах и статьях часто встречается утверждение о том, что мы используем лишь 1/10 нашего мозга. Эта мысль так глубоко засела у нас в голове, что никто даже не задумывается: а правда ли это? Почему мы так считаем? В 1907 году основоположник американской психологии Вилльям Джеймс сказал: "Most of us do not meet our mental potential", что означает «Большинство из нас не раскрывают наш умственный потенциал». Затем в 1936 году психолог Дейл Карнеги в своей книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» сделал отсылку на эти слова. Для того, чтобы придать им яркости и точности, перефразировал их. Так и появился миф, что «мы используем мозг только на 10%». shutterstock_1136971007.jpg

Однако, согласно мнению нейрофизиологов, это утверждение не может быть правдой. Если раньше учёные считали, что существуют так называемые слепые зоны мозга, то сейчас наука знает, что они отвечают за такие важные процессы, как планирование, анализ и принятие решений. Данные исследований доказывают, что люди используют гораздо более 10% своего мозга. Так, сканирование мозга с помощью МРТ показало, что в нашем мозге задействуются разные части для решения одной задачи, но их число меняется. К примеру, когда дети только учатся читать, активируется огромное количество участков мозга в отличие от того, когда читает взрослый человек, привыкший это делать постоянно.

В пользу аргумента говорит и тот факт, что мозг занимает всего 2% веса тела, нуждаясь в 20% всей энергии тела. Если бы 90% органа были не задействованы, эволюция бы давно избавилась от лишнего груза, который забирает столько энергии.shutterstock_130427690.jpg

Миф 2. Мозгу нужен сахар

Правда: рафинированный сахар вредит мозгу.

Мы привыкли слышать, что перед напряжённой умственной работой нужно съесть что-то сладкое, потому что мозгу нужен сахар. Однако, согласно исследованиям, рафинированный сахар, который содержится в большинстве готовых десертов, понижает BDNF (brain-derived neurotrophic factor) – вещество, отвечающее за нормальное нервное развитие.

Как появился миф о том, что для улучшения мыслительного процесса нам необходимо сладкое? Науке известно, что глюкоза является главным топливом для мозга. Шоколад, конфеты и другие сладости являются быстрыми углеводами. Это самый легкодоступный источник, так как глюкоза из этих продуктов моментально попадает в кровь. Однако есть и другие, более качественные источники данного вещества, которые не вредят ни здоровью мозга, ни здоровью организма в целом. К ним относятся некоторые крупы (бурый рис, киноа, зелёная гречка), фрукты, сухофрукты, а также полезные сладости без рафинированного сахара.shutterstock_696633892.jpg

Миф 3. Может быть развито лишь одно полушарие, отвечающее либо за творческий, либо за логический склад ума

Правда: мозг – это более сложная структура, чем два отдельных полушария, соединённых между собой.

Мозг действительно разделён на левое и правое полушарие, однако исследования с помощью МРТ показали, что в здоровом человеке они развиваются равномерно. Одно из них не может превосходствовать над другим. Мозг – это сложная, цельная структура, а не союз соединённых между собой полушарий. Кроме того, неверно утверждать, что одно из них на 100% отвечает за особенности нашего мышления. Это правда, что за речь, к примеру, больше отвечает левое, однако обе части вносят свой вклад в логическое и творческое мышление. Оба полушария объединяют все свои усилия для того, чтобы мы могли справиться с какой-либо задачей, будь это решение ребуса или написание стихотворения.shutterstock_250945591.jpg

Миф 4. Нервные клетки не восстанавливаются

Правда: мозг может формировать новые нейронные связи.

Многие считают, что умственные способности даются нам при рождении. Другими словами, что мозг статичен. Кроме того, все мы слышали фразу: «Нервные клетки не восстанавливаются». Эти утверждения являются заблуждениями, которые распространились в то время, когда учёные ещё не знали о нейропластичности – способности нашего мозга меняться в зависимости от жизненного опыта. Согласно исследованиям, мозг взрослого может формировать новые нейронные связи. Этот процесс называется нейрогенезом. О том, как улучшить работу мозга и запустить нейрогенез, вы можете прочитать здесь.

Миф 5. У каждого человека определённый тип восприятия информации

Правда: каждый человек эффективно усваивает информацию тогда, когда она преподнесена разными способами.

Существует теория, что люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Это означает, что первая группа лучше воспринимает информацию, когда она преподнесена графически, вторая группа – на слух, а третья – через тактильные ощущения. Согласно мнению учёных, это заблуждение может значительно навредить процессу обучения, так как данная теория никак не подкреплена научными исследованиями. Кроме того, наш мозг устроен таким образом, что любой здоровый человек наиболее эффективно усваивает информацию тогда, когда она предпонесена разными способами и в разное время. Исследования подтверждают этот факт: ученики показывают наилучшие результаты в учёбе тогда, когда пропускают получаемый материал через разные сенсорные чувства.shutterstock_1298356258.jpg

Миф 6. Есть мультизадачные люди и те, кому легче сосредоточиться на чём-то одном

Правда: мультизадачного мозга не существует.

Согласно мнению известного врача-психотерапевта Андрея Курпатова, наш мозг не может концентрироваться на нескольких задачах одновременно. К примеру, когда мы за рулём разговариваем по телефону, наше внимание постоянно переключается с одной задачи на другую. Кроме того, одно из правил нейрофизиологии гласит, что нашему мозгу требуется примерно 23 минуты для того, чтобы сконцентрироваться на одной задаче и эффективно её решить. Таким образом, выполняя несколько дел одновременно, мы в несколько раз снижаем свою эффективность и качество проделанной работы.

Миф 7. Алкоголь разрушает мозговые клетки

Правда: алкоголь негативно влияет на мозг, однако его употребление не разрушает мозговые клетки.

Утверждение о том, что алкоголь разрушает мозговые клетки, является заблуждением. Употребление алкоголя может повредить дендриты – ветвистые концы нейронов. Они отвечают за передачу информации от одного нейрона к другому, поэтому их повреждение может вызвать когнитивные проблемы. Однако недавние исследования показывают, что повреждение дендритов лечится с помощью определённых видов терапии. А встречающийся у любителей вина и коньяка синдром Вернике-Корсакова, вызывающий проблемы с памятью и нарушение мышечной координации, вызван не самим алкоголем, а дефицитом витамина группы В тиамина, усвоение которого блокирует алкоголь. Употребление алкогольных напитков может также препятствовать нейрогенезу – способности нашего мозга формировать новые клетки, что является ещё одной причиной, по которой этот миф стал популярным.shutterstock_789177361.jpg

Миф 8. Мужчинам лучше даются точные науки, а женщинам – гуманитарные

Правда: наша успеваемость в школе практически не зависит от нашего пола.

Мозг мужчины и женщины действительно устроен по-разному, однако это не влияет на то, какие предметы лучше усваиваются каждым их них. Было проведено большое количество исследований, которые показали, что склонность к точным или гуманитарным наукам не зависит от пола. Кроме того, согласно результатам опытов, девочки и мальчики в раннем возрасте чаще всего одинаково разбираются в математике. Однако уверенность учителей в том, что девочкам, к примеру, точные науки даются плохо, может значительно навредить процессу обучения и оттолкнуть учениц от того, чтобы внимательно слушать на уроках и выполнять домашние задания по этим предметам.

Современный мир даёт нам много возможностей для обучения. Для того, чтобы получить наиболее достоверную информацию, мы в How to Green советуем изучать большое количество разных источников, при этом сомневаясь и проверяя каждый из них. Надеемся, что наша новая статья помогла вам чуть больше узнать о том, как устроен наш мозг.