Неловкие ситуации: как они возникают и как из них выходить?

Сами того не желая, мы часто оказываемся заложниками неловких ситуаций. Случайно отправленное не тому человеку сообщение или автокоррекция в телефоне, неуместный вопрос или повисшая тишина во время разговора – всё это выводит нас из равновесия и заставляет совершать необдуманные поступки, в результате которых становится неудобно вдвойне. Как изящно выйти из неловкой ситуации и при этом не сделать хуже своей реакцией? Обсудим эту животрепещущую тему в сегодняшней статье на How to Green.

Харлан Коэн, автор бестселлеров по версии New York Times, в своём выступлении Getting comfortable with the uncomfortable на TEDx говорит, что вся жизнь – это неловкость. С юного возраста мы сталкиваемся с огромным количеством ситуаций, которые заставляют нас чувствовать стыд и быть уязвимыми. Практика показывает, что люди делятся на два типа: тех, кто убегает от неловкостей, и тех, кто не боится сталкиваться с ними лицом к лицу. Первый тип людей всегда скрывается, переживает и обвиняет всех в своих неудачах, в то время как второй переворачивает всё с ног на голову и делает стеснённость вполне естественной.73.jpg

Основы коммуникации

Неловкие ситуации чаще всего происходят между незнакомыми людьми. Поэтому прежде, чем стать асом в этом вопросе, нужно разобраться с искусством коммуникации. Давайте разберёмся, как строится диалог и почему он может привести к возникновению неловкости.

Шаг 1. Невербальная коммуникация

На самом деле общение с окружающими начинается не со слов приветствия, а с невербальной коммуникации, которая программирует наш уровень восприимчивости к другим. Скрещённые руки, отсутствие зрительного контакта и улыбки в большинстве случаев являются причиной коротких и неудобных разговоров. Писатель Дон Гейбор в книге «Как начинать разговор и заводить друзей» советует прибегать к технике S-0-F-T-E-N:

  • S – smile ('улыбка'),
  • O – open arms ('открытая поза'),
  • F – forward lean ('наклон вперёд'),
  • T – touch ('прикосновение'),
  • E – eye contact ('зрительный контакт'),
  • N – nod ('кивок').

Каждая из составляющих – инструмент, который на шаг приближает вас к положительному результату разговора. Улыбка показывает ваше желание общаться, открытая поза и наклон вперёд означают искренний интерес к собеседнику, прикосновение к локтю или рукопожатие – наиболее приемлемая форма первого контакта между незнакомыми людьми, зрительный контакт и кивок – доказательство того, что вы слушаете, что человек говорит.

Шаг 2. Вербальная коммуникация

Дальше дело за вербальной коммуникацией, которая тоже имеет определённую модель. Представьтесь первыми, внимательно слушайте и задавайте вопросы, делитесь личной информацией, таким образом выстаивая доверие к себе, шутите, если уместно.

Конечно, в идеальном мире всё так и происходит. Мы производим неизгладимое первое впечатление, мило беседуем и легко завязываем дружеские отношения со всеми на нашем пути. Но реалии зачастую оказываются другими. Исследования, опубликованные в научном журнале Journal of Experimental Social Psychology, показывают, что люди очень восприимчивы даже к незначительным накладкам во время разговора. Повисшее молчание отрицательно влияет на эмоции и может сигнализировать об угрозе социального неприятия. Поэтому, если вам важны отношения с тем или иным человеком, не стоит резко разворачиваться и уходить или придумывать сомнительные отмазки. Правда всегда выходит наружу, в результате чего вы рискуете оказаться в ещё более затруднительном положении...72.jpg

Что делать, если вы оказались в неловкой ситуации?

1. Избегайте молчания

Когда вы осознаёте, что тема разговора подходит к концу, у вас появляется возможность завести светскую беседу. Несмотря на то, что многие не видят толка в разговоре «ни о чём», Кит Феррацци, автор книги «Никогда не ешьте в одиночку и другие правила нетворкинга», говорит, что короткие и лёгкие разговоры с незнакомыми людьми являются самыми важными из тех, которые нам доводится вести. Он также рассказывает об исследовании профессора школы бизнеса при Станфордском университете Томаса Харелла, результаты которого показали, что единственная черта, которая отличала студентов, достигших успеха, от всех остальных, – это их хорошо подвешенный язык. Другими словами, те, кто мог начать или продолжить беседу при любых обстоятельства, двигались по карьерной лестнице намного быстрее остальных. Получается, навык small talk, о котором мы писали в этой статье, – один из самых важных, когда дело касается смущения или неловкости.

2. Не воспринимайте неловкость как трагедию

Постарайтесь принять случившееся и не относитесь к ситуации слишком серьёзно. Например, вы отправили сообщение, не перепроверив его, а автокоррекция в телефоне поменяла содержание. Лучшее, что можно сделать, чтобы эта нелепая ошибка не спровоцировала конфликт или не задела чувства человека, – среагировать как можно быстрее. Сначала вежливо извинитесь и пошутите, что автокоррекция в телефоне наверняка считает иначе, чем вы. А затем отправьте изначальную версию сообщения и не принимайте ситуацию близко к сердцу. Сегодня практически все знают об автокоррекции, которая не единожды ставила каждого из нас в неловкое положение.

3. Не бойтесь использовать клише и заученные фразы

К примеру, если вы не знаете, что ответить на вопрос, который вам задали, или же просто не хотите обидеть человека, вместо банального «я не знаю» или «я не хочу говорить об этом» скажите: «Спасибо, это интересный вопрос, мне нужно его хорошенько обдумать». Таким образом вы выиграете себе время и сможете успеть придумать ответ, который не оскорбит вашего собеседника. Ещё один вариант – это перефразировать его мысль или задумчиво повторить вопрос. Помните, как в школьные или студенческие времена этот способ позволял собрать мысли в кучу и принять решение о дальнейших действиях?74.jpg

4. Воспринимайте каждую ситуацию как ценный опыт

Старайтесь сохранять позитивный настрой, ведь учёные доказали, что люди, которые ищут выход из стрессовых ситуаций и бросают себе вызов двигаться дальше несмотря на жизненные обстоятельства, дольше живут, более успешны в учёбе и на работе, счастливее в отношениях и менее подвержены депрессии. Допустим, начальник впервые попросил вас уволить сотрудника, с которым вы в хороших отношениях, и вы заведомо знаете, что ситуация, с которой вы столкнётесь, будет неловкой. В таком случае у вас есть два варианта: съедать себя изнутри и прокрастинировать до последнего или же расценить просьбу босса как шанс отшлифовать свои коммуникационные способности и усовершенствовать навык, необходимый для стремительного развития карьеры.

Помните, что практика – это путь к совершенству. Постоянно избегая неловких ситуаций, вы никогда не научитесь из них выходить. Поэтому лучший совет – это не бояться, взять себя в руки, принять случившееся и постараться найти правильное решение. Кроме того, не забывайте, что все мы люди, и, как пишет Марк Мэнсон в книге «Тонкое искусство пофигизма», «если вы через неделю не вспомните об этой ситуации, она не стоит ваших переживаний».