7 способов прокрастинировать с пользой

Прокрастинация практически всегда вызывает у нас негативные ассоциации. В Кэмбриджском словаре слово «прокрастинировать» означает откладывать какое-то неприятное и скучное дело на потом, а синонимом к «прокрастинации» является фраза «пустая трата времени». Мы не согласны с утверждением выше, поэтому в сегодняшней статье на How to Green расскажем, как можно извлечь пользу из любой ситуации.

Почему мы прокрастинируем?

Очень часто откладывание дел отождествляют с ленью, в то время как учёные из Принстонского университета говорят, что прокрастинация – это результат напряжённой работы перед горящими дедлайнами. Так разве человек, который интенсивно работает, может быть ленивым? Более того, отвечая на вопрос о причине прокрастинации, многие утверждают, что делают что-то намного эффективнее под давлением. Соответственно, чем меньше времени остаётся до срока сдачи задания или отчёта, тем продуктивнее становится рабочий процесс. Поэтому перестаньте корить себя за каждую минуту слабости. «Тянуть резину» не означает иметь плохие навыки тайм-менеджмента. За нежеланием выполнять какую-то задачу могут скрываться подобные психологические причины.

Высокий показатель откладывания заданий на потом можно наблюдать у студентов, каждая работа которых оценивается преподавателями. Для них прокрастинация – защитный механизм перед страхом или тревогой сделать что-то не так или, наоборот, неожиданно в чём-то преуспеть. К примеру, отсутствие достаточного количества времени для написания диплома в результате прокрастинации – хорошее оправдание низкой оценки. Но рано или поздно им придётся научиться справляться с привычкой откладывания дел или же начать проводить это время с пользой.

shutterstock_323547446.jpg

Как сделать прокрастинацию полезной?

Автор блога сервиса по исправлению грамматических ошибок Grammarly Кимберли Йоки считает, что правильная прокрастинация поможет вам прояснить ваши цели, избавиться от ненужных задач и проявить больше творчества. Вот семь способов, как воплотить это в реальность.

1. Будьте активным прокрастинатором

Когда вы замечаете, что желание завершить задачу, над которой вы долго трудились, пропадает, постарайтесь сменить вид деятельности. Например, если вы долго сидели за компьютером, сделайте паузу и сходите на пробежку или прогулку. Во-первых, вы отвлечётесь и наведёте порядок в мыслях. Во-вторых, проведёте время с пользой, так как бег или интенсивная прогулка на свежем воздухе – залог хорошего настроения, подтянутого тела, крепкого сна и иммунитета.

2. Выполняйте рутинные задачи вместо глобальных

В статье о том, как вычислить наиболее продуктивное для вас время суток, мы говорили об ультрадианных ритмах, которые отвечают за нашу продуктивность. Они состоят из 90-минутных блоков и чередуют продуктивность и упадок сил. Так вот, когда вы чувствуете прилив сил, беритесь за глобальные задачи, которые требуют творческого подхода и повышенной концентрации. В моменты усталости и нежелания что-то делать постарайтесь сосредоточиться на рутине: ответьте на сообщения или рабочие звонки.

3. Определите свой тип прокрастинации

Постарайтесь определить, какой тип прокрастинации вас настиг, чтобы была возможность кардинально сменить вид деятельности. Во второй части «Международной энциклопедии социальных и поведенческих наук» прописаны три разновидности прокрастинации:

  • по сферам жизни,
  • по самооценке или оправданию себя,
  • по причине.

То есть, если вам нужно закончить статью, а за целый день не удалось написать ни строчки, постарайтесь забыть об этом задании и займитесь чем-то, что не имеет к этому никого отношения. А к статье вернитесь чуть позже.

shutterstock_488897713.jpg

4. Используйте принцип nothing alternative

Известный американский психолог Рой Баумейстер впервые упомянул принцип nothing alternative в своей книге Willpower: Rediscovering the Greatest Human Strength. На его создание его вдохновил автор детективных бестселлеров Рэймонд Чандлер. Работает принцип следующим образом: если вы не можете что-то сделать, например написать ни строчки диплома или статьи, запретите себе делать что-либо другое. Не давая делать себе что-то ещё, автор детектив мог только и заниматься тем, что писать свои увлекательные истории. Принцип nothing alternative – прекрасный способ перестать прокрастинировать и заняться делом, ведь легко откладывать написание диплома или отчёта, читая интересную книгу или проводя время в соцсетях, а когда сидишь перед экраном с открытым редактором и не разрешаешь себе ни на что отвлекаться, то начнёшь выполнять запланированную работу хотя бы от скуки.

5. Займитесь уборкой

Вы наверняка не раз слышали фразу: порядок дома – порядок в голове. Ведь иногда именно бардак мешает нам взять себя в руки и завершить то, что вы так долго откладывали. Вместо походов к психологу, чтобы очистить мысли и освободиться от того, что вас отвлекает, учёные советуют делать генеральную уборку. Поэтому в следующий раз, когда мотивация покинет вас, наведите порядок в пространстве, в котором вы находитесь, и мысленно начните жизнь с чистого листа.

6. Отдохните от социальных сетей и гаджетов

Так как большая часть нашей работы и общения сегодня происходит в социальных сетях, количество времени, проведённого с различными гаджетами, только растёт. Казалось бы, быть на связи 24/7 – достичь успеха. На самом же деле каждому из нас необходим диджитал-детокс. Вечер в семейном кругу, прогулка или приём пищи без телефона в руках помогут вам восстановить силы, снизить уровень стресса и вернуть работоспособность.

shutterstock_567656527.jpg

7. Уделите время поиску вдохновения и мотивации

Очень часто, чтобы закончить какое-то дело или сделать его добротно, нам нужно почерпнуть дополнительную энергию. Будь то творческая работа или техническая, создайте moodboard и представьте уже готовый результат. Найдите красивые картинки на Pinterest, полистайте журналы и книги, зайдите в «Инстаграм» или, в конце концов, оглянитесь по сторонам. Прекрасное нас окружает.

С мотивацией дела обстоят сложнее. Поищите причины, по которым то или иное задание должно быть выполнено. Сформулируйте свои цели в позитивном ключе. Вместо того, чтобы говорить себе, что вам нужно дописать работу, иначе вы создадите себе плохую репутацию, составьте список личных целей и следите за их прогрессом.

8. Пишите антисписки

Если список дел, о котором мы писали выше, вас не мотивирует, пришло время разделить блокнот на две колонки. В первую записывайте ваш to-do list, а во вторую – антисписок, перечень дел, которых вы хотите избежать. Такую технику тайм-менеджмента используют успешные бизнесмены и коучи, ведь антисписки помогают достигать максимальной эффективности, меньше прокрастинировать и не отвлекаться на соблазны и раздражители. Скажем, вы нашли в себе силы, вдохновение и мотивацию закончить ежемесячный отчёт, по пунктам расписали этапы работы и уже собрались ставить галочки напротив выполненных задач, как вам прислали письмо и ваше внимание переключилось на совершенно другие вещи. Чтобы такого не случалось, в колонке «антисписок» обозначьте, на что вам не следует отвлекаться. Напишите: 1) не заходить в социальные сети, 2) не брать трубку, пока не закончу отчёт, 3) не отвечать на письма и сообщения, 4) не устраивать кофе-брейк. У каждого антисписок будет своим, но принцип останется одинаковым: защитить себя от дел, которые препятствуют эффективной работе.

В целом, прокрастинация не так страшна, как её малюют. Возможно, откладывание на потом – это знак, что нужно сделать перерыв и переключиться на другой вид деятельности. Или же напоминание, что цели, которые вы преследуете, нуждаются в переоценке. Подберите способ, который поможет лично вам справиться с прокрастинацией в кратчайшие сроки. Главное, не забывайте, что из каждой ситуации можно извлечь пользу.