7 советов, как произвести наилучшее первое впечатление

Не бывает второго шанса произвести первое впечатление. Это был и остаётся самый значимый и непредсказуемый аспект социальной жизни. Мы делаем выводы о характере человека, его интересах и образе жизни по его внешнему виду или первым фразам, которые он произносит. И конечно, сами стараемся понравиться и оставить прекрасное мнение о себе. В сегодняшней статье на How to Green мы обсудим, почему большинство людей недооценивают своё обаяние и как научиться производить хорошее первое впечатление на любого человека.

Встреча с новыми людьми – это всегда волнительно и непредсказуемо. Мы все стараемся произвести хорошее впечатление, параллельно оценивая манеры и внешность собеседника. Но правильно ли мы распознаём тот эффект, который произвели на нового знакомого? Оказывается, зачастую нет. Недавнее исследование показало, что нам свойственно занижать свой рейтинг в глазах нового собеседника. Его участники пять минут разговаривали с незнакомым человеком, а потом анализировали, как прошёл разговор в целом, давали оценку собеседнику и предполагали, какое впечатление они произвели сами. Выяснилось, что большинство испытуемых были уверены, что произвели не самое благоприятное впечатление, хотя это было не так. Учёные дали этому явлению название liking gap – расхождение симпатии.


Приуменьшать важность первого впечатления нельзя. В первые секунды общения собеседник оценивает, нравимся мы ему или нет, хочет он вообще продолжать с нами общение или предпочёл бы больше никогда не встречаться. Успех сделки, свидания или приёма на работу зависит в первую очередь от этого первого впечатления. Однако не стоит воспринимать себя слишком критично. Итак, каким же образом можно произвести на нового знакомого наилучшее первое впечатление?

Совет 1. Забудьте про «идеальный разговор»

В нашей голове может засесть образ «идеального разговора». Любое расхождение с ним в реальности кажется нам фатальным, хотя стоит помнить, что у нашего собеседника нет под рукой сценария придуманного нами диалога и он не в курсе, что, оказывается, всё идет не так, как мы запланировали. Из-за такого выдуманного сценария вы не можете фокусироваться на диалоге, постоянно упускаете важные детали и реакции собеседника. Забудьте об идеалах и импровизируйте. Поверьте, ничто так не располагает к себе других людей, как естественность и искренность в разговоре.


Совет 2. Не воспринимайте себя слишком критично

Вместо того, чтобы вспоминать положительные моменты нового знакомства, мы зачастую снова и снова прокручиваем в голове свои ошибки, неуместные шутки, неудачные фразы. С каждым кругом они начинают казаться нам всё более глобальными. Некоторые люди даже предпочитают не продолжать общение с новым знакомым, полагая, что произвели плохое впечатление, хотя это может быть совсем не так. Во время разговора с новым человеком старайтесь больше внимания фокусировать на собеседнике, а не на себе. Задавайте ему вопросы, интересуйтесь увлечениями, находите точки соприкосновения или обсуждайте разногласия. Так вы получите удовольствие от беседы и не оставите в голове места для самокритики.

Совет 3. Постарайтесь быть максимально открытым

Старайтесь не только искренне говорить, но и следить за своей позой и жестами – они тоже должны выражать открытость. Ванесса ван Эвардс, автор бестселлера «Наука общения», занимается тем, что учит людей преодолевать застенчивость и избавляться от проблем с коммуникацией. Она советует взять за правило держать руки на виду. Человек, который прячет руки в карманах или за спиной, не производит впечатление открытого и дружелюбно настроенного собеседника. Ваша поза – мощнейший невербальный сигнал, который легко считывается оппонентом. Если вы скрещиваете руки, сидите в позе «нога на ногу» на самом краешке стула, то подсознание вашего собеседника воспримет вас как человека скрытного, застенчивого и неуверенного в себе. С такой репутацией сложно будет развить разговор в продуктивный и комфортный диалог.


Совет 4. Обращайтесь к новому знакомому по имени

Люди охотнее проявляют симпатию к тем, кто обращается к ним по имени и смотрит прямо в глаза. Поэтому будьте особенно внимательны, когда вам представляют новых людей. И не стесняйтесь переспросить имя, если не запомнили его сразу (например, если вам представили целую группу новых лиц).

Важно также научиться устанавливать зрительный контакт: если вы разговариваете с человеком, особенно если называете его по имени, смотрите прямо ему в глаза. Не стреляйте взглядом по углам комнаты, не отвлекайтесь на каждое движение, не реагируйте на телефон по первому его зову. Но и переусердствовать со зрительным контактом тоже нельзя – иначе ваше поведение покажется бестактным и даже подозрительным.

Совет 5. Считывайте мимолётные невербальные сигналы собеседника

Язык тела, мимика, интонация и тембр голоса зачастую могут выразить больше, чем слова. Научиться управлять ими очень сложно – если вы ещё можете как-то взять под контроль позу и жесты, то микроэмоции, проскакивающие на лице до того, как вы возьмёте себя в руки, контролировать почти невозможно. Поэтому если на вашу реплику собеседник реагирует мимолётным испугом, а потом расплывается в улыбке, учтите, что обсуждаемая тема ему совсем не так приятна, как он старается показать. А если перед вежливым «очень приятно познакомиться» и дежурной улыбкой на лице нового собеседника промелькнула грусть – скорее всего, ему на самом деле совсем не так приятно, и светскую беседу лучше отложить.


Наше подсознание считывает микроэмоции и невербальные сигналы очень точно: мы можем охарактеризовать человека по первому взгляду на фото, причём сделать это с поражающей точностью. Это доказывает исследование, в ходе которого испытуемым показывали фото руководителей самых успешных компаний и директоров предприятий, оказавшихся в числе отстающих. Все фото были чёрно-белыми, одного размера и не показывали ничего, кроме выражения лица человека. Люди очень точно определили, кто руководил прибыльными компаниями, а кто – отстающими. Если бы у испытуемых была возможность пообщаться с людьми на фотографиях, они наверняка не смогли бы так точно оценить их лидерские качества, способность нравиться людям, авторитетность и другие жизненно важные для руководителя характеристики: в живом разговоре помимо истинных микроэмоций всегда найдётся место контролируемым невербальным сигналам.

Совет 6. Освойте искусство small-talk

Мы уже рассказывали вам об этом полезном навыке и о техниках, которые помогут завязать разговор. Это умение пригодится вам и в профессиональной, и в социальной жизни. В своей книге Ванесса ван Эвардс даёт один полезный совет, который поможет не только начать разговор с незнакомцем, но и сделать его запоминающимся: имейте в рукаве пару козырей в виде нестандартных вопросов. В качестве примера она привела разговор незнакомых людей, начавшийся с вопроса «а вы любите суп?». Во-первых, такой диалог даёт массу вариантов развития – от обсуждения любимых рецептов до рекомендаций лучших ресторанов в округе, а во-вторых, такой диалог вы запомните скорее, чем стандартный набор «как дела?», «чем занимаетесь?», «погода сегодня так себе, не правда ли?».

Совет 7. Расслабьтесь

И главное правило удачной беседы и благоприятного первого впечатления – чувствуйте себя расслабленным. Не гоняйте мысли о возможных неудачах или провалах по всей голове. Будьте самим собой. Тогда вы сможете сосредоточить внимание на невербальных сигналах, которые посылает ваш собеседник, правильно среагировать и вывести диалог на новый уровень. Помните, что ваш собеседник, скорее всего, испытывает абсолютно такие же переживания по поводу вашего диалога.

Заводить новые знакомства и производить хорошее впечатление может каждый. Не всегда общительность и харизма являются качествами, данными природой. Внимательность к собеседнику, расслабленность, уверенность в себе и искренность – вот главные компоненты удачного разговора с любым человеком. В следующий раз, когда будете знакомиться с новым собеседником, вспомните об этих простых советах, и тогда за первое впечатление можно будет не переживать.