16.09.2016

Прогулки по Москве с How to Green: маршрут №5

Анна Столбова и Алексей Белоусов

Сегодняшняя прогулка редакции портала How to Green вместе со знатоками Москвы и создателями блога «И об искусстве» Анной Столбовой и Алексеем Белоусовым совсем невелика по расстоянию, но она получилась самой насыщенной из всех наших маршрутов. Нам предстоит пройти всего три километра, но за это время мы узнаем: как двигали целые дома с места на место в 20 веке, сколько было клубов на Большой Дмитровке – «клубной» улице 19 века, почему наследники Пушкина не стали миллионерами и много всего другого.

Место встречи: Пушкинская площадь

Мы начинаем наш маршрут на Пушкинской площади напротив кинотеатра «Россия». Трудно представить себе, но ещё меньше века назад эта площадь выглядела совершенно по-другому. Доминантой площади был Страстной монастырь, основанный в 1654 году у Тверских ворот Белого города. Сейчас на месте Страстного монастыря расположен сквер перед кинотеатром «Россия», а памятник Пушкину стоит ровно на месте монастырской колокольни.

Памятник Пушкину на Пушкинской площади. Фото: mytravelbook.org

Любопытно, что в 1812 году, когда в Страстном монастыре расположились на постой солдаты Наполеона, среди прочих интендантских офицеров был юный Анри Бейль – будущий писатель Стендаль, автор знаменитого романа «Красное и чёрное». В 1880 году в начале Тверского бульвара, напротив Страстного монастыря, был установлен памятник Пушкину, сооружённый на народные средства. В начале 1919 года Страстной монастырь был упразднён, в 1929 году на его территории был создан Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году при реконструкции улицы Горького (нынешней Тверской) его снесли. Кстати, в Музее Москвы (Зубовский бульвар, 2) находится прекрасный макет Страстного монастыря, который позволяет рассмотреть утраченный шедевр. В 1950 году на место монастырской колокольни прямо на глазах у изумлённой публики по рельсам был передвинут памятник Пушкину.

Пушкинская площадь во время разрушения Страстного монастыря, памятник Пушкину ещё на другой стороне.
Фото: moscowwalks.ru

«Для людей моего поколения есть два памятника Пушкину. Они стоят друг против друга, разделённые шумной площадью, потоками автомобилей, светофорами, жезлами регулировщиков. Один Пушкин призрачный… его видят только старые москвичи», – писал о новом облике Пушкинской площади Валентин Катаев. Не узнал бы он и Тверскую. При расширении улицы в 30-е годы прошлого века очень большое количество старинных зданий было снесено. Но были и «везунчики», которых не стали разрушать по тем или иным причинам. Их передвигали! Да-да, именно перемещали весь многоэтажный дом целиком. Отделяли от фундамента и двигали по специальной технологии. Представьте, сотрудники контор и жильцы домов в это время даже не покидали здание.

Передвижение дома на Тверской улице. Фото: oldmos.ru

Одним из таких «везунчиков» стало бывшее Саввинское подворье (Тверская, 6, стр. 6). Построенное в 1907 году, оно было самым значимым и одним из самых красивых зданий на улице Горького. Его фасад был облицован глазурованной плиткой и сочетал в себе элементы модерна и барокко. Перемещение Саввинского подворья было одной из самых сложных работ, поскольку здание «весило» почти 23 тысячи тонн. Подготовка длилась более четырех месяцев, а подвинули дом всего за одну ночь. В итоге перемещение производили ночью, и процесс был настолько плавный, что большинство жильцов дома заметили смену местоположения только утром.

Передвинутое Cаввинское подворье (Тверская 6, стр. 6). Фото: tourprom.ru

Сегодня здание бывшего Саввинского подворья скрыто во дворе сталинских домов, которые были построены вокруг него. Ещё одним домом, передвинутым на новое место, был дом Сытина (Тверская, 18б), который хорошо виден слева от памятника Пушкину.

Начало маршрута: Большая Дмитровка

Но вернёмся к началу маршрута и выйдем на улицу Большая Дмитровка, которая получила свое название по слободе выходцев из города Дмитрова, дорога на который начиналась тут. Московская знать быстро вытеснила простых жителей слободы, и они были вынуждены переселяться немного дальше от Кремля, формируя тем самым новую слободу. Чтобы различать эти два поселения, им были даны названия – Большая Дмитровская и Малая Дмитровская слободы (добавим, что позже появилась и Новая слобода, давшая название улице Новослободской). В 16 веке Большая и Малая слободы были разделены крепостной стеной Белого города.


Панорамная веранда ресторана «Русские сезоны»

Если вам нужно дождаться опаздывающих участников прогулки или хочется поужинать перед вечерним променадом, в начале Большой Дмитровки есть несколько интересных мест на любой вкус. Во-первых, прекрасный ресторан с новой русской кухней «Русские сезоны» (Страстной бульвар, 8а) с великолепной панорамной верандой, о котором мы вам уже рассказывали даже не один раз. Во-вторых, в самом начале Большой Дмитровки есть кафе-кондитерская Katusha (Большая Дмитровка, 23, стр. 1), где к чашке чая имеется огромный выбор самых разных десертов. В-третьих, если нырнуть в арку примерно напротив Katusha и пройти по двору по следу кошачьих лапок, то можно попасть в секретный бар «Кот Шредингера» (Большая Дмитровка, 32), расположенный в самом настоящем бомбоубежище. Здесь отличный выбор оригинальных коктейлей и весьма примечательный интерьер, но открывается бар лишь в 18:00. Перекусив или дождавшись всех участников мероприятия, начинаем нашу прогулку по Большой Дмитровке.

Остановка №1: Дом актёров МХТ
(Глинищевский переулок, 5/7)

Как и всякая слобода, улица была богата церквями. В самом начале нашего маршрута на углу Дмитровки и Глинищевского переулка стояла церковь Алексия митрополита Московского в Глинищах. Храм был известен с 1621 года. Когда в прошлом веке Моссовет поднял вопрос о сносе этой церкви, московские художники писали многочисленные петиции, стремясь спасти единственное в Москве сохранившееся изразцовое покрытие глав церкви, столь типичное для Древней Руси. Однако доводы не убедили власти. Церковь сломали, участок отдали театру МХТ, который опекал сам Сталин. Для артистов построили громадный комфортабельный дом с многокомнатными квартирами, украсив его двумя барельефами – «Карнавал искусств» и «Парад физкультурников», – посвящёнными культурному отдыху трудящихся .


Дом актёров МХАТ. Фото: www.dvoryanskoe.ru

Революция 1917 года, внёсшая изменения во все сферы жизни, не обошла стороной и театр. В 1919 году была создана Оперная студия Большого театра, которой руководил Константин Станиславский. В том же году была образована Музыкальная студия МХТ, где начал свои эксперименты по синтезу жанров Владимир Немирович-Данченко. Каждая из студий имела собственную программу и собственный репертуар, но обе труппы размещались вместе – в перестроенном главном («господском») доме городской усадьбы графов Салтыковых, построенном в 18 веке (Большая Дмитровка, 17). Проходя мимо здания музыкального театра, обратите внимание на вид, открывающийся слева, в конце Петровского переулка. Там, на Петровке, видна Церковь Высокопетровского монастыря, одного из старейших и красивейших в Москве.

Остановка №2: Здание Генеральной прокуратуры РФ
(Большая Дмитровка, 15а)

Неприметное здание, стоящее в глубине двора, является одним из самых интересных на Большой Дмитровке. Это дом сына графини Натальи Голицыной, прототипа пушкинской Пиковой Дамы. Легенда гласит, что в юности она, будучи во Франции, крупно проигралась и обратилась за помощью к легендарному алхимику графу Сен-Жермену. Он в обмен на три ночи любви тот поведал ей секрет трёх волшебных карт. И Голицына отыгралась. Кстати, внучатый племянник Натальи Голицыной рассказывал, что однажды он сильно проигрался и обратился к ней за помощью. Голицына денег не дала, но поведала секрет трёх карт, которые и ему помогли отыграться. В юности Наталья Голицына была очень красива, но со временем у неё начали расти усы и за глаза её стали называть «Княгиня Усатая». В городе она властвовала какой-то всеми признанной безусловной властью. После представления ко двору каждую молодую девушку везли к ней на поклон, а гвардейские офицеры, только надевшие эполеты, являлись к ней как к главнокомандующему.

Здание Генеральной прокуратуры. Фото: msk.ros-spravka.ru

Обратите внимание на соседний дом под номером 15. Советские остряки прозвали это здание Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, построенное в 70-е годы прошлого века, «Три слепца». Во-первых, ко времени, когда в стране должен был быть построен коммунизм, стало очевидно, что классики явно сбились с пути. А во-вторых, Маркс, Энгельс и Ленин на огромных барельефах уж слишком похожи на слепых гусляров из какого-то старинного фильма.

«Три слепца» на Большой Дмитровке, 15. Фото: moscowwalk.ru

Сейчас в здании находится Российский государственный архив социально-политической истории.

Остановка №3: доходные дома Большой Дмитровки

На месте этих доходных домов по адресу Большая Дмитровка, 11 в 19 веке находилась усадьба Никиты Муравьёва, и именно здесь проводились заседания Английского и Дворянского клубов. Эти два клуба дали Большой Дмитровке неофициальное название «клубной» улицы. В начале 20 века известный меховщик Михайлов выкупил этот участок и построил на нём доходный дом. Во дворе дома располагался «первый и единственный в России холодильник, приспособленный для хранения исключительно меховых вещей, платья и ковров». Кстати, «Холодильник» действует до сих пор. Его можно увидеть, войдя в арку к строению 7 с гербами и цифрами 1912. Михайлову принадлежал и соседний дом (Большая Дмитровка, 9), который называют домом в египетском стиле. Он и сегодня привлекает внимание необычным фасадом со стилизованными древнеегипетскими барельефами и масками египетских фараонов.

Дом в египетском стиле (Большая Дмитровка, 9). Фото: tourprom.ru

Большой угловой дом (Большая Дмитровка, 7/5), построенный в 1913 году, в 20-е годы принял Шахматный клуб. Во дворе этого дома сохранился трёхэтажный главный дом усадьбы Стрешневых. Здесь в 1829-1836 снимал квартиру помещик Серпуховского уезда Московской губернии и профессиональный карточный игрок Василий Огонь-Догановский. Предположительно, именно здесь весной 1830 года Пушкин проиграл ему большую сумму денег, которую выплачивал по частям в течение многих лет; последнюю же часть выплатили его опекуны уже после гибели поэта на дуэли. В этом же доме в 1866 году снимал шесть комнат Лев Толстой, работая над романом «Война и мир».

Если вы успели проголодаться, очень рекомендуем вам заглянуть в гастробистро «Техникум» (Большая Дмитровка, 7/5, стр. 2) – новый проект ресторатора Бориса Зарькова и шеф-повара Владимира Мухина (ресторан White Rabbit, 18-е место в списке лучших ресторанов в мире).

Дом Союзов и Новый Манеж. Фото: liveinmsk.ru

Наш же путь лежит налево, на улицу Кузнецкий мост, но перед тем как повернуть, хочется обратить ваше внимание на два здания по правую руку в самом начале улицы Большая Дмитровка. Красным кирпичным фасадом выделяется среди оштукатуренных зданий Новый Манеж – бывшая первая электростанция Москвы(Георгиевский переулок, 3/3). Раньше здесь находился Георгиевский монастырь, разрушенный французами в 1812 году. На месте монастырского сада появилась первая московская электростанция, построенная по проекту архитектора Владимира Шера, двоюродного брата Фёдора Достоевского. Любопытно, что поначалу электричество использовали для освещения лишь дворов и лестниц, а в квартирах продолжали зажигать обычные лампы, которые были уютнее и привычнее. Электрический свет казался горожанам мёртвым и бездушным.

Дом Союзов (Большая Дмитровка, 1). Фото: guz.ru

Второе здание, на которое стоит обратить внимание, – это Дом Союзов (Большая Дмитровка, 1), чей зелёный купол возвышается в начале улицы. С 1784 года здесь располагалось Дворянское (Благородное) собрание Москвы, проходили балы и приемы. Это был настоящий центр светской жизни города. В советское время Колонный зал стал местом проведения профсоюзных и партийных собраний, крупных шахматных и шашечных соревнований (именно здесь сражались за корону Карпов и Каспаров в 1984-1985 годах). В Колонном зале же проходили прощания с вождями.

Остановка №4: Кузнецкий Мост

Но вернемся чуть назад и повернем на улицу Кузнецкий Мост. Трёхпролётный каменный мост через реку Неглинку, давший название улице, начинался от сегодняшнего перекрёстка Кузнецкого Моста и Неглинной улицы и заканчивался у современной Рождественки. Левый берег Неглинки был крутым, правый – пологим, мост из-за этого часто называли горбатым. Только в 1817-1819 годах пересекающая улицу Неглинка была накрыта каменными сводами, Кузнецкий мост был засыпан привезённой землей, парапеты моста сняты, а по их линиям выстроены новые дома. Начиная с 18 века Кузнецкий Мост являлся главной торговой улицей Москвы – «святилищем роскоши и моды», славился магазинами одежды, книжными лавками, фотоателье и ресторанами. Исторические традиции Кузнецкого Моста сохраняются и в настоящее время. В советское время одной из главных достопримечательностей Кузнецкого Моста, продолжившей модную славу этой улицы, стал Общесоюзный дом моделей (Кузнецкий Мост, 14), который проводил здесь показы одежды, создавал коллекции для всех швейных фабрик СССР, шил одежду для советской элиты.

Бывший Общесоюзный дом моделей (Кузнецкий Мост, 14). Фото: gorussia.ru

Вообще вся улица Кузнецкий Мост скорее похожа на Вену или на Будапешт, чем на купеческую Москву, таким сильным оказалось влияние европейцев, задававших тон своей «парижской» торговлей. Хотя в основе зданий часто лежат привычные усадьбы. Например, театр Солодовникова (Кузнецкий Мост, 2/6) был перестроен из усадьбы 18 века, принадлежавшей тестю Суворова. Театр примечателен не только звёздами оперной сцены, которые выступали тут, но и тем, что 6 мая 1896 года в этом здании был проведён первый московский киносеанс: французский импресарио Рауль Гюнсбург представил картины братьев Люмьер, включая фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота».

Петровка: слева дом Анненкова (сейчас на этом месте «Берлинский Дом»),
справа гостиница «Лейпциг» (Кузнецкий Мост, 7). Фото: pastvu.ru

Особое внимание обратите на «Берлинский Дом» (Кузнецкий мост, 5/5). В 18 веке здесь был построен большой дом, принадлежавший до 1837 года семье Анненковых. Их быт очень ярко описан в воспоминаниях жены Ивана Анненкова, француженки Полины Гёбль. Эта романтическая и трагическая история любви бедной француженки и наследника блестящего состояния, сосланного в Сибирь, рассказана в фильме «Звезда пленительного счастья». В 40-х годах 19 века новые владельцы перепланировали здание в доходный дом и конторы. Здесь размещались модные рестораны и гостиницы, здесь же бывали Пушкин, Тургенев, Некрасов, Салтыков-Щедрин. После революции в помещениях бывшей кондитерской «Трамбле» открылось кафе поэтов «Музыкальная табакерка», где читали свои произведения Маяковский, Есенин, пел Вертинский. Несмотря на официальный статус архитектурного памятника, дом был разрушен. В 2002 году на углу с Петровкой был возведён офисно-торговый «Берлинский Дом», где сегодня размещаются офисы и магазины многих известных международных компаний и брендов: Apple, Cartier, Vacheron Constantin, Pannerai и других.

«Берлинский дом» (Кузнецкий Мост, 5/5). Фото: photo-moskva.ru

Ощущению европейской столицы, которое не покидает нас во время прогулки по Кузнецкому мосту, способствует и взгляд на бывшую гостиницу «Лейпциг» (Кузнецкий Мост, 7) – каменное двухэтажное здание на углу с Петровкой. Здание имеет симметричный фасад, центральная и боковые части оформлены высокими аттиками с обильной лепниной и фигурками младенцев-путти.

Здание бывшей гостиницы «Лейпциг» (Кузнецкий Мост, 7). Фото: khm.ru

В прошлом дом был одним из самых крупных на улице: здесь размещалась гостиница, менявшая с течением времени свои названия – «Лейпциг», «Шора», «Россия», «Франция». В гостинице останавливались многие известные деятели русской культуры. Помимо гостиниц, в здании арендовали помещения многочисленные магазины и конторы, среди которых был часовой магазин Буре и книжный магазин Сытина.

Остановка №5: торговые дома и пассажи

Трёхэтажное здание, построенное в 1893 году по проекту архитектора Василия Загорского для магазина «Кузнецкий пассаж» (Кузнецкий Мост, 4/3), привлекает внимание не только крупными арочными окнами с барочными украшениями. Известно, что ранее во дворе находился главный дом усадьбы князей Щербатовых, снесённый в 1995 году при расширении Большого театра. Здесь бывал Грибоедов, и именно жившую в этом доме Наталью Щербатову считают прототипом Софьи Фамусовой, главной героини поэмы «Горе от ума».


Кузнецкий Пассаж (Кузнецкий Мост 4/3). Фото: panoramio.com

Центром же притяжения всех модниц Москвы был и остается ЦУМ, в прошлом «Мюр и Мерилизъ» – лучший торговый дом города (Петровка, 2). Здесь в 1885 году шотландцы Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз открыли магазин дамских шляп и галантереи. К 1889 году в магазине на Театральной площади было уже 25 отделов. После пожара здание было выстроено заново – в 1908 году здесь открылся семиэтажный магазин, построенный по проекту архитектора Романа Клейна в стиле неоготики. Как и сейчас в начале прошлого века здесь продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию и товары для детей.

ЦУМ. Фото: kakdoma.ru

Повернём направо на Неглинную улицу, получившую свое название от реки Неглинки, два века назад «убранной» в подземную трубу. Здесь находится известное театральное училище имени выдающегося русского актера Михаила Щепкина (Неглинная, 6/2, стр. 1). Кстати, создано оно было в 1809 году из театральной школы, преобразованной указом Александра I в Московское театральное училище. Здесь получили образование такие выдающиеся деятели драматического театра и балета, как Ермолова, Садовский, Лепешинская, Плисецкая и другие.

Остановка №6: гостиницы «Дюссо» и «Метрополь»

Пройдя мимо Ararat Park Hyatt Moscow 5* (Неглинная, 4), одного из лучших современных отелей Москвы, выйдем к её предшественнице: бывшей гостинице «Дюссо» (Театральный проезд, 3/2). Именно в ней Лев Толстой селил героев романа «Анна Каренина» Левина и Вронского. У Дюссо в 1866 году останавливался и писатель Фёдор Достоевский. При гостинце был фешенебельный французский ресторан, который славился на всю Москву.

Гостиница Ararat Park Hyatt Moscow, следующее здание - бывшая гостиница «Дюссо». Фото: riese.livejournal.com

Напротив «Дюссо», о которой сейчас знают лишь литературоведы, находится гостиница «Метрополь» (Театральный проезд, 2), чья слава не меркнет уже более ста лет. Грандиозное сооружение, в создании которого участвовали Мамонтов, Врубель, Андреев, Коровин, Поленови Кекушев, пережило пожар, революционный штурм, советскую эпоху и вошло в новый век отелем категории 5*. Для своего времени здание «Метрополя» было просто шедевральным: крыша перекрыта стеклянным куполом, плоские светлые стены чередуются со стеклянными эркерами, по первому этажу идут арки, отделанные гранитом. Обратите внимание на ленту барельефов Андреева «Времена года» на главном фасаде и 23 мозаичных панно. Самое большое – «Принцесса Греза» Врубеля – находится по фасаду Театрального проезда.

Гостиница «Метрополь». Фото: alihotel.ru

К 1903 году тут размещался отель, десять магазинов, одиннадцать залов ресторана под танцевальные вечера, выставки и маскарады, а также двухзальный кинотеатр «Модерн». В ноябре 1917 года «Метрополь» был взят штурмом. При советской власти здесь разместился Наркомат иностранных дел и квартиры партийных деятелей, и лишь в 1991 году после реставрации зданию вернули статус гостиницы.

Арка Третьяковского проезда. Фото: liveinmsk.ru

Слева от «Метрополь» не остается незамеченной ажурная белая арка Третьяковского проезда (Третьяковский проезд, 1), построенная архитектором Каминским в 1870-71 годах на частной улице братьев Третьяковых. Для постройки проезда потребовалось снести фрагмент Китайгородской стены, на что было получено разрешение императора Александра II. Ворота выглядят очень русскими, сказочными, при этом решены, безусловно, изящно и с учётом всех моднейший веяний того времени. Как в конце 19 века, так и сейчас здесь располагаются самые дорогие магазины Москвы, которым красота Третьяковского проезда вполне соответствует.

Остановка №7: Большой и Малый академические театры

Принято считать, что Большой театр (Театральная площадь, 1) был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение «содержать театральные всякого рода представления». Первоначально театр не имел собственного здания, но уже в 1780 году по проекту Розберга было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. В 1805 году здание сгорело и в 1820-е годы площадь была реконструирована. По замыслу архитектора Осипа Бове здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра. Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому «Ла Скала». Но и этот театр постигла участь предшественника: в 1853 году по неизвестной причине возник пожар, в результате которого погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты и пострадало само здание.

Большой театр. Фото: aspo.ru

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объёмно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания и изменил декор: появились чугунные галереи с лампами, а зал стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла при пожаре. Для создания новой пригласили известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном. Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II. В таком виде театр просуществовал до 2005 года, когда началась его масштабная и весьма неоднозначно оцениваемая реставрация. Обновлённый Большой театр открылся в 2011 году.

Малый театр. Фото: kudamoscow.ru

Малый театр (Театральный проезд, 1/6) – старейший в России, его труппа была создана при Московском университете аж в 1756 году. В эти годы его труппа пополнялась актерами крепостных театров. Драматические актеры работали вместе с оперными и балетными. Собственного здания у труппы не было, спектакли шли то в доме Пашкова на Моховой, то в доме Апраксина на Знаменке, то в театральном здании у Арбатских ворот. Когда в 1821 году строили Большой театр, вокруг него на льготных условиях с рассрочкой продавались участки. Три таких участка и приобрел купец Варгин. Здесь он построил себе жилой дом с магазинами на первом этаже, а в июле 1824 года заключил с конторой императорских театров контракт о найме части своего здания под Малый театр. Примечательно, что долгое время Большой и Малый имели единую труппу, ставили драму, оперу и балет. Часто спектакли одного из театров шли на сцене другого, а театры соединялись подземным ходом, чтобы актеры и балерины могли переходить из гримерок сразу на сцену. На сцене Малого театра шли спектакли по пьесам Шекспира, Шиллера, Гоголя, но знаковым для театра стало имя Островского. Именно его пьесы привлекли в театр московское купечество и сделали его особенным. Здесь, на Театральной площади, мы завершаем нашу очередную прогулку.

Если вы думаете, где вкусно закончить маршрут, в этой локации находится огромное количество самых разных ресторанов и каф; про некоторые из них мы вам уже рассказывали. Вас ждут Chips (Кузнецкий Мост, 7), Vogue Cafe (Кузнецкий Мост, 7), Bolshoi (Петровка, 3/6, стр. 2), Brasserie Мост(Кузнецкий Мост, 6/3), Mr. Lee (Кузнецкий Мост, 7), кафе «Арарат» (Неглинная, 4, отель «Арарат Парк Хаятт Москва», 1 этаж), бар «Консерватория» (Неглинная, 4, отель «Арарат Парк Хаятт Москва», 10 этаж), вегетарианские бургеры в Burger Heroes (Кузнецкий Мост, 12) и много веганских блюд в КМ20 (Кузнецкий Мост, 20).