23.08.2016

Прогулки по Москве с How to Green: маршрут № 4

Анна Столбова и Алексей Белоусов

Сегодня редакция нашего портала How to Green вместе с сообществом «И об искусстве» приглашает вас пройтись по владениям Меншикова, всесильного сподвижника Петра I, и найти «незаметную жемчужину» Милютинского переулка – католический собор Святого Людовика. Мы также увидим необычный дом чаеторговца Перлова, окажемся рядом с московским небоскребом начала XX века и пройдем по переулку, где жила Эллочка-людоедка из «Двенадцати стульев». Для удобства передвижения мы предлагаем вам примерную карту маршрута в Google, только не забудьте перевести ее в режим «пешком».

Начало маршрута: метро «Чистые пруды»

Мы начинаем маршрут у станции метро «Чистые пруды». Наземный вестибюль, напоминающий парковый павильон в виде античной храмовой постройки, в годы войны вел в бомбоубежище для первых лиц государства. Совсем рядом с метро – на Мясницкой, 37 – находилась Ставка Верховного Главнокомандования страны.

Метро Чистые пруды, фото: mosday.ru
Метро «Чистые пруды», фото: mosday.ru

В начале же 18-го века все эти земли принадлежали Александру Меншикову, знаменитому сподвижнику Петра I. О знатном владельце напоминает яркая барочная Меньшикова башня церкви Архангела Гавриила (Архангельский переулок, 15а). Говорят, что Меншиков затеял строительство башни не по своей воле: ее построили по велению Петра, чтобы принимать сигналы тревоги из Немецкой слободы и передавать их в Кремль. Это сейчас башня скрыта за доходными домами Бульварного кольца, а в момент постройки она была хорошо видна среди деревянных домов и огородов со всех концов Москвы и бросала вызов самой колокольне «Иван Великий» в Кремле.

Меншикова башня церкви Архангела Гавриила, фото: raven-yellow.livejournal.ru

Остановка №1: нулевой километр Москвы

Возвращаемся на Бульварное кольцо к началу Мясницкой улицы, которая получила свое название по располагавшимся здесь когда-то мясным лавкам Животинного двора. Здесь можно увидеть «нулевой километр» – место, откуда по-настоящему ведут отсчет все дороги России. Ведь известный аттракцион, находящийся на Красной площади перед Иверскими воротами, – это всего лишь символ, придуманный для туристов. А настоящий нулевой километр находится у здания почтамта (Мясницкая, 26), как это принято во всех странах мира.

Здание почтамта, фото: visotatour.ru

Наискосок от здания почтамта находится одно из самых выразительных и ярких зданий Москвы – дом чаеторговца Сергея Перлова (Мясницкая, 19), оформленный в китайском стиле. В 1896 году во время коронации Николая II Москву посетил канцлер Китайской империи, важный заказчик для всех чаеторговцев Москвы. Для его встречи владельцем была задумана переделка фасада и интерьера магазина. Крышу дома украсили башенкой в виде двухъярусной китайской пагоды, фасад покрыли лепными изображениями драконов, змей, китайских зонтиков и фонариков и украсили черепицей. Надписи на фасаде выполнили стилизованным под китайские иероглифы шрифтом. Однако старания купца оказались напрасными: контракт на поставку китайского чая получил его родной брат Семен Перлов, представитель родственной, но конкурирующей фирмы. Тем не менее внешний вид дома стал визитной карточкой фирмы Сергея Перлова и сыграл большую рекламную роль в его бизнесе. Кстати, магазин никогда за всю свою историю не менял профиля: в нем всегда торговали чаем и кофе.

Дом чаеторговца Сергея Перлова, фото: 21centr.ru

На этой же стороне Мясницкой через два дома наше внимание привлечет одинокий лев, стоящий у бывшего доходного дома купца Кузнецова (Мясницкая, 15). Фасад этого дома украшен статуями воинов, а под самым коньком кровли здание венчает фигура Меркурия – покровителя торговли. Дом был доходным и построен на деньги крупного промышленника Ивана Кузнецова.

Дом купца Кузнецова (по центру), фото: mosday.ru

Если вы успели проголодаться или просто захотели взять в дорогу стаканчик смузи или соевого капучино, то в этом же доме (Мясницкая, 15) находится прекрасное место, про которое мы вам неоднократно рассказывали, – Babetta cafe, а по соседству – кафе Prime (Мясницкая, 17) и ресторан-маркет Marketplace(Мясницкая, 13/3).

Остановка №2: дом фарфора и усадьба Салтыковых-Чертковых

Дом еще одного купца Кузнецова – Матвея, кузена владельца дома со львом, – и сейчас, как во времена расцвета империи, привлекает внимание пешеходов. Угловое здание «Товарищества производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова» (Мясницкая, 8/2) было построено в 1898 году по проекту архитектора Шехтеля. К моменту постройки здания «Товарищество М. С. Кузнецова» стало крупнейшим производителем фарфора в Европе. Одних только чашек заводы Матвея Кузнецова изготавливали 329 видов! Так же как и чайный дом Перлова, дом Кузнецова никогда не менял свой профиль: сегодня на первом этаже, как и при его первом владельце, торгуют фарфором, фаянсом и столовыми приборами.

Дом фарфора, фото: magput.ru

Напротив Дома фарфора находится усадьбаСалтыковых-Чертковых (Мясницкая, 7/2)с ярко-голубым фасадом и нарядным барочным декором. Ее второй хозяин, Александр Чертков, предводитель Московского дворянства, был человеком невероятно образованным, знающим несколько языков. Он интересовался науками и очень любил собирать книги; его уникальная библиотека насчитывала 20 тысяч экземпляров и в 1871 году была передана городу, став основой Государственной публичной исторической библиотеки России. При Черткове усадьба стала настоящим культурным центром: сюда приезжали Пушкин, Гоголь, Жуковский, здесь собирал материалы для «Войны и мира» Лев Николаевич Толстой.

Существует легенда, что в этом доме останавливался Наполеон и что дом ему очень понравился. Правда это или нет – неизвестно, но то, что при пожаре 1812 года здание совершенно не пострадало, – исторический факт.

Усадьба Салтыковых-Чертковых, фото: moskva.ru

Кстати, сейчас в особняке проходит выставка «Алиса в Стране чудес», и место для ее проведения выбрано не случайно. Льюис Кэрролл очень не любил путешествовать и единственное за всю жизнь исключение сделал для России. Он посетил Москву в 1867 году и успел побывать в усадьбе Салтыковых-Чертковых, где и познакомился с уникальной библиотекой.

Остановка №3: телефонная станция

Вернемся по Мясницкой немного назад. Острым углом отходит от нее Милютинский переулок. Название переулку дала усадьба Милютиных – выдающихся деятелей эпохи Александра II, ведущих свой род от истопника Петра I. По сравнению с запруженной и шумной Мясницкой переулок кажется безлюдным и совсем не московским. Это ощущение возникает из-за соотношения высоты домов и ширины переулка: переулок узкий, отчего здания кажутся небоскребами. И мы, кстати, не обманываемся в ощущениях. Высокое кирпичное здание в неоготическом стиле – корпус Центральной московской телефонной станции Шведско-датско-русского акционерского общества (Милютинский пер., 5) – в момент постройки (1908 год) было самым высоким (76 м) в городе. Проектирование и монтаж телефонной станции вела компания «Эриксон». Шведы постарались: телефонная станция стала одной из лучших в мире.

Центральная московская телефонная станция, фото: fototerra.ru

А прямо рядом с веком двадцатым стоит нетронутый век девятнадцатый: на Милютинский переулок выходит апсида католического храма Святого Людовика (его главный фасад расположен на Малой Лубянке, 12). Недалеко отсюда проживала большая французская община, которая и выступила с инициативой строительства католического храма. Современное здание было построено в 1833-1835 годах по проекту архитектора Жилярди. В основе его композиции шестиколонный тосканский ордер (исключительно редкий в Москве), а по бокам от входа две небольшие колокольни. Кстати, храм Святого Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде) католических храмов России в течение всего советского периода.

Католический храм Святого Людовика, фото: mosguides.ru

По Милютинскому переулку доходим до Сретенского и по нему выходим на улицу Большая Лубянка. Во второй части прогулки нам предстоит увидеть два красивейших монастырских комплекса Москвы.

Остановка №4: Сретенский монастырь

Сегодняшняя Москва – это уже давно не те «сорок сороков» московских церквей, какой она была когда-то. Сталинская реконструкция изменила облик города. Тем важнее сохранившиеся уголки даже не старой, а древней Москвы – города на семи холмах, удачно расположенного на пересечении торговых путей, позволивших ему вырасти в одну из мировых столиц.

Сретенский монастырь (Большая Лубянка, 19 стр. 1) – действующий мужской монастырь. Он был основан в 1397 году в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. В тот год всесильный хан, захватив Рязань и Елец, двинулся на Москву. Было принято решение перенести Владимирскую икону Божьей Матери из Владимира, которому тоже грозило разорение, в Москву. Предание гласит, что в это же время Тамерлану приснился необычайный сон, в котором величественная женщина в ослепительном сиянии велела хану возвращаться домой. Посоветовавшись со своими мудрецами, Тамерлан повернул на юг, и беззащитно стоящая перед ним Москва была спасена. В действительности же неизвестно, есть ли правда в этой легенде, но имеется подтвержденный историками факт: великий хан и правда почти дошел до русского стольного града, а потом по необъяснимым причинам повернул назад. Удивительный факт, учитывая, что в Москве Тамерлана ждала огромная добыча, охраняемая лишь небольшим войском. На месте встречи иконы-заступницы и был основан Сретенский монастырь.

Сретенский монастырь, фото: stranatur.ru

Вернувшись из четырнадцатого века в двадцатый, пройдем по улице Большая Лубянка немного обратно и перейдем по Варсонофьевскому переулку на Рождественку. Кстати, именно в Варсоньефском переулке Ильф и Петров поселили Эллочку-людоедку. Где еще жить главной it-girl 20-х годов, как не рядом с Кузнецким мостом?

Остановка №5: Рождественский монастырь

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь (Рождественка, 20/8, стр. 1), по которому названа улица, в свое время принял на себя роль сторожа, защищая Москву с северных рубежей. Когда же через 100 лет после его основания недалеко от монастыря появилась стена Белого города, в ней было сделано отверстие – арка или «труба», через которую открыто текла река Неглинка, еще не заключенная под землю. Отсюда произошло название Трубной площади и новое прозвище Рождественского монастыря – «что на Трубе».

Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, фото: mbrsm.ru

Считается, что первыми монахинями Рождественского монастыря были вдовы воинов, павших в Куликовской битве. Монастырь несколько раз горел и перестраивался, пока в 1922 году его не закрыли совсем. В монастыре разместились конторские, научные и учебные заведения, в кельях были устроены коммунальные квартиры. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители: две инокини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. Восстановлен был монастырь в 1993 году. Кстати, именно стена Рождественского монастыря была запечатлена на известной картине Перова «Тройка», где трое детей тащат обледенелую бочку с водой.

Остановка №6: Трубная площадь

Трубная площадь, открывающаяся перед нами в конце маршрута, стала местом настоящей трагедии в марте 1953 года: именно здесь огромная толпа во время прощания с Иосифом Сталиным оказалась заблокированной и фактически раздавленной. Власть умалчивала о масштабах трагедии, но очевидцы и историки говорят о гибели сотен людей. Сегодня, конечно, ничто не напоминает о той трагедии. Трубная и Неглинная, особенно в вечерних огнях, – одно из лучших мест для встреч и прогулок в Москве. Мы оставляем за спиной частичку Москвы, чтобы обязательно вернуться сюда и начать здесь новый маршрут.

Трубная площадь, фото: mapio.net

Закончить нашу прогулку мы предлагаем чашкой ароматного чая или легким ужином в одном из мест, которых здесь очень много; о некоторых из них мы вам даже уже рассказывали. Рядом с Трубной площадью находятся рестораны Valenok (Цветной бульвар, 5) и Pipe (Трубная, 28), прекрасный паб с вегетарианским меню «Герои» (Трубная, 23, корп. 23), шоколадный бар Max Brenner (Цветной бульвар, 2), круглосуточный Bar Bq Cafe (Трубная площадь, 2), паназиатский Buddha Bar Moscow (Цветной бульвар, 2) и другие.