Sale! Почему мы так много тратим в магазинах и как этого избежать?

Екатерина Кареева

Ах, как манил тот шарфик изумрудного цвета красавицу Ребекку Блумвуд из романа «Тайный мир шопоголика» Софи Кинселлы... Да и сколько нам, девочкам, таких для счастья надо? Вот бы знать! Один зелёный, другой красный, третий чтобы к новым туфелькам подошел. Маркетологи всего мира стараются сделать витрины магазинов как можно более привлекательными. Особенно это касается сезона распродаж. Ведь только в это время можно узнать почти реальную стоимость той кофточки, которая однажды показалась вам слишком дорогой. Эксперты нашего портала How to Green разбираются в причинах шопоголизма.

Шопинг – процесс куда более психологический, как считает большинство американских психологов. От каких-то акций мы становимся зависимы, от каких-то получаем удовольствие сродни эйфории от первой влюбленности. Разбираемся, с какими из эмоций на кассе нужно быть поосторожнее и как внести в свой бюджет больше рационализма во время предстоящего сезона распродаж.

Причина 1: покупки заменяют нам кусочек торта, когда грустно

Рут Энгс, почётный профессор университета Индианы (США), полагает, что некоторым людям нравятся те ощущения, которые они испытывают, совершая покупки. Нужно ли напоминать, что за удовольствие в этом случае отвечают те самые эндорфины и допамин, благодаря которым внутри нас как бы заполняется «пустота» или нехватка определённых эмоций и чувств. Коллега Рут, Дональд Блэк из университета Айовы (США), в журнале «Эсперанца» заметил, что «примерно две трети шопоголиков страдают от депрессий или нервозности».

Причина 2: хочется сэкономить

Маркетинг в наше время настолько прочно укоренился в повседневной жизни, что мы сами порой не задумываемся, как попались на очередной промоушн. Самое, пожалуй, банальное – это не пропустить 3 по цене 2. Но, увы, производитель, никогда не станет работать себе в убыток, тем самым проверяя нас на щедрость. И счастье, если все 3 кофточки подойдут к тем джинсам, что уже висят у нас в гардеробе, а то как бы не пришлось раскошелиться на новые.

Причина 3: слишком много места в тележке

Про сумку мы уже забыли, ведь наличие тележки в магазинах стало настолько удобным. Это словно «развязывает» наши руки. Но для чего? Конечно, чтобы набрать больше. Например, Адриан Фарнэм, профессор психологии в Университете Лондона и Норвежской школе менеджмента, в одной из своих статей достаточно прямолинейно рассказывает о том, что шопинг в наши дни – это, скорее, удовлетворение нужд производителя, чем покупателя. «Да, нам нужна одежда, еда и средство для передвижения, но тем не менее на сегодняшний день всё больше продукции продаётся не из-за технических преимуществ, а благодаря психологической выгоде. Людям стало важно выглядеть и чувствовать себя особенно».

Причина 4: сезонные покупки

Когда, как не летом, мы хотим менять бикини каждый раз, отправляясь в отпуск, а в Новый год сверкать в новом платье ярче, чем звезды на небе. Так, западные экономисты подсчитали, что летом и зимой мы тратим больше, чем в другие времена года. Схема нам известна: путешествия-распродажи-свадебный сезон-подарки-распродажи и дальше по кругу. Профессионалы напоминают, что не только сезонность, но и погодные условия влияют на количество наших покупок. В 2010 журнал Retailing and Consumer Services опубликовал исследование Кайла Мюррея о том, что на склонность к транжирству влияют температура, влажность, дождь, снегопад и особенно солнечная погода. «Когда тепло и светло на улице, люди чаще обычного оставляют на чай официантам», – замечают американцы Шон Флин и Адам Гринберг, проводившие исследование на эту тему.

Как избежать ненужных трат в магазине?

Если вы спешите на очередную распродажу в крупный торговый центр или за свежими продуктами в супермаркет, предлагаем сохранить в избранное вашего браузера несколько советов Эйприла Бенсона, популярного американского психолога и блогера, автора книги «Покупать или не покупать: почему мы тратим больше и как остановиться»:

  1. Сделайте проверку того, что у вас уже имеется.
  2. Составьте список нужных вам вещей или продуктов.
  3. Продумайте маршрут по супермаркету и следуйте ему, не заглядываясь на мелочи.
  4. Ходите в магазин в одиночку. Это помогает помнить, зачем вы действительно сюда пришли, и не делать покопук за компанию.
  5. Нет ничего плохого в том, чтобы сравнивать цены.
  6. Спросите себя: почему я здесь? Как я себя чувствую? Надо ли мне это? Что случится, если я подожду с покупкой? Как я расплучусь за все это? Куда я это положу или надену?
  7. Ищите замену устаревшим вещам, ненужные вещи сдавайте в переработку или в благотворительные организации.
  8. Выйдите из магазина, сядьте в кафе и примите решение о покупке за чашкой зелёного чая, когда все ваши эмоции улягутся.