Бьюти-инструкция: как не дать косметическим компаниям себя обмануть?

Сейчас на пике моды «зелёный» образ жизни. Натуральные и органические ингредиенты в косметике и экологически чистые упаковки вошли в нашу ежедневную рутину с благой целью – защитить наше здоровье и окружающую среду. К сожалению, всегда найдётся тот, кто хочет извлечь выгоду из действующих трендов. Так появился гринвошинг, или зелёный камуфляж, – маркетинговый ход, который вводит покупателя в заблуждение относительно экологичности и натуральности продукта. Такие компании используют неправильное позиционирование, создавая у нас впечатление, что они заботятся о здоровье потребителя и окружающей среде. В сегодняшней статье на How to Green расскажем, как не дать брендам, в первую очередь косметическим, себя обмануть. 



Гринвошинг встречается не только в индустрии косметики. Были случаи, когда зелёный камуфляж использовали, например, производители машин и сети фастфуд-кафе. Ярким примером гринвошинга является маркетинговый ход одной из международных сетевых кофеен. Компания объявила, что к 2020 году полностью откажется от пластиковых трубочек, и представила новый формат крышки, которая позволяет пить холодные напитки без трубочки. Однако оказалось, что стаканчик с новой крышкой на самом деле содержит больше пластика, чем предыдущая версия с трубочкой. То есть бренд поддержал тренд отказа от трубочек (якобы потому, что они вредят природе), но на деле стал использовать ещё больше пластика.

Как появился термин «гринвошинг»?

Первым использовать этот термин предложил энвайронменталист Джей Вестервельд в 1986 году. Он заметил, что некоторые отели, сервис которых предполагает замену полотенец раз в день, советуют посетителям многократно использовать эти полотенца и менять их реже, чтобы поддержать окружающую среду. На самом же деле основной целью этих гостиниц было сократить расходы на стирку. Поведение, когда главной миссией является получение прибыли, а не забота о природе, Вестервельд и назвал зелёным камуфляжем. С тех пор гринвошинг был замечен в маркетинговых кампаниях различных брендов. В бьюти-индустрии этот термин стал популярен вместе с бумом натуральной и органической косметики. Исследование, проходившееся в 2010-м, показало, что за год количество предлагаемой во всех индустриях «зелёной» продукции увеличилось на 73 %. В то же время 95 % «зелёной» продукции на самом деле таковой не являлось.  


Что происходит сегодня

На данный момент главная проблема – это отсутствие закона, который бы точно определил понятие натуральной косметики. Сейчас бренд может дать своё определение и следовать ему. Это запутывает покупателей и даёт свободу недобросовестным производителям. Россия не исключение: маркировки на упаковке никак не регулируются, а производители могут добавить, например, изображение кролика, похожего на знак Leaping Bunny. В Евросоюзе уже ведётся обсуждение о введении стандарта для натуральной и органической косметики на законодательном уровне. Законы большинства стран также не регулируют сам гринвошинг. Наказание за него существует пока только в Австралии: нарушителю может грозить штраф до 1,1 миллиона долларов. В США есть просто сборник принципов экологического маркетинга, однако законом он не является. 

К гринвошингу иногда относят дочерние косметические компании, которые входят в более крупный холдинг. Например, международный крупный холдинг тестирует свою продукцию на животных и не придерживается принципов натуральной косметики, однако при этом ему принадлежит маленький бренд, выпускающий этичные и натуральные средства. 

Как выбирать действительно «зелёную» косметику?

Сначала вам нужно определиться, какой конкретно косметикой вы хотите пользоваться: натуральной или безвредной. Если ваш выбор – безвредная косметика, то можно просто покупать ту, которая сделана в Евросоюзе. Там запрещено более 1300 вредных и токсичных ингредиентов. А вот американской косметике не стоит сильно доверять, поскольку там не допущено к использованию только 11 компонентов.


Если же вы хотите использовать именно натуральную косметику, то в магазине вам будет сложнее. Как было отмечено ранее, у натуральной косметики нет чёткого определения, поэтому нужно обращать внимание на состав средств. Есть безвредные, неопасные ингредиенты, которые тем не менее не должны присутствовать в натуральной косметике, такие как парабены. Плюс обращайте внимание на наличие сертификатов и знаков отличия. Помните, что производитель может вводить вас в заблуждение, используя крупные яркие слоганы на упаковке с большим количеством пометок «без» или «с натуральным … ».  Такие лицевые этикетки отвлекают от состава. Про правильное изучение упаковок мы уже рассказывали в двух статьях: здесь и здесь

Если вы не можете найти пометку cruelty-free на упаковке, то есть другой способ проверить этот факт. Если косметика продаётся в Китае, то она тестируется на животных: закон этой страны обязывает всю импортную косметику проходить данную процедуру. Например, с недавних пор компания NARS, которая выступает против тестов на животных, стала продаваться на территории КНР. Это означает, что теперь вся продукция, поставляемая брендом в эту страну, не будет являться cruelty-free. В России с 2012 года тесты на животных стали необязательными. Компания может выбрать, как она будет тестировать свои средства: на животных или альтернативными методами. 

Будьте осторожны при выборе косметики. К сожалению, на данный момент существует много производителей, которые запутывают покупателей ввиду отсутствия чёткого закона. Ваши главные помощники – сертификаты и знаки отличия – помогут вам найти именно то, что вы ищете.