How to live/Новости и Обзоры

Прогулки по Москве с How to Green: маршрут №2

3526

В прошлом месяце мы провели эксперимент и предложили вам прогуляться по Москве по маршруту How to Green. Материал вызвал много положительных отзывов и просьб продолжать инициативу. Представляем вам маршрут №2, разработанный нашими экспертами, знатоками Москвы и создателями блога «И об искусстве», Анной Столбовой и Алексеем Белоусовым. В этот раз прогулка пройдет от метро Баррикадная по Никитским улицам и обратно. Вы узнаете, где жила Наташа Ростова в романе «Война и мир», где Александр Пушкин венчался с Натальей Гончаровой, прихожанином какого храма был полководец Александр Суворов и куда Эльдар Рязанов поселил главную героиню своего фильма «Служебный роман». Для удобства вашего передвижения мы предлагаем вам примерную карту маршрута в Google, только не забудьте перевести ее в режим «пешком».

Мы рекомендуем выходить на прогулку по этому маршруту ранним летним вечером, чтобы первую половину маршрута пройти еще при солнце, а к площади Никитских ворот выйти в сумерках. Тогда вы ощутите всю прелесть этой тихой дворянской улицы, которая на пересечении с Бульварным кольцом становится похожа на оживленный яркий Париж, каким его видели импрессионисты.

Место встречи: кафе «Хлебная лавка»
(
Большая Никитская, 58, стр. 1)

Выйдя из метро «Баррикадная» или оставив машину на парковке на Кудринской площади, (маршрут кольцевой, что делает его удобным для автомобилистов) нужно перейти Садовое кольцо, чтобы попасть на Большую Никитскую улицу. Шум оживленной магистрали сразу отступит, и вас окружит тишина старой московской улицы. С другими участниками прогулки мы рекомендуем встречаться в самом начале нашего маршрута в кафе «Хлебная лавка», о которой мы уже рассказывали вам в наших ресторанных обзорах. Изящный интерьер французской булочной, запах свежей выпечки и капучино на соевом молоке помогут вам забыть о насущных проблемах и настроят на нужный лад.

Остановка №1: Дом Наташи Ростовой
(Большая Никитская, 55/52)

Чтобы увидеть и оценить наши следующие объекты, нужно перейти от «Хлебной лавки» на нечетную сторону улицы к классическому фасаду городской усадьбы, которая занимает все пространство между Большой Никитской и Поварской улицами. У этой усадьбы Долгоруковых, Боде-Колычевых и Соллогуба (Большая Никитская, 55/52) интересная судьба: здесь после революции в 1918 году размещался ВЧК (будущий НКВД) перед переездом на знаменитую Лубянку, здесь в 1940 году прощались с Михаилом Булгаковым, и здесь же, по мнению литературоведов, жила семья Наташи Ростовой из романа Льва Толстого «Война и мир».

«Дом Наташи Ростовой», фото: panoramio.com

От усадьбы можно хорошо рассмотреть фасады резиденции посла Египта (особняк Якова Рекка) и посольства Бразилии (особняк Анны Лопатиной) (Большая Никитская, дома 56 и 54). Оба они построены на рубеже 19-20 веков как бы в противовес массовому строительству доходных многоэтажных домов. Идея возвращения Москвы к комплексной усадебной застройке центра, сформулированная известным меценатом Саввой Мамонтовым, была подхвачена молодым и энергичным предпринимателем Яковом Рекком, который строил для заказчиков готовые дома на выбор в модном флориальном стиле модерн. Целью Рекка было «украсить Москву стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений, в то же время не убивали бы национального колорита Москвы».

Резиденция посла Египта (особняк Якова Рекка), фото: mosday.ru

Колористика особняка знатной дамы Анны Васильевны Лопатиной, в котором сейчас размещается посольство Бразилии, выглядит немного инородной в сдержанной Москве, но при этом очень подходит ее нынешним владельцам. Однако, внимательно изучив декор фасада, можно увидеть, что это тот самый «русский стиль», интерес к которому был столь велик в конце 19 века на волне общего для всей Европы возрождения интереса к национальным стилям. Фасад особняка выложен разноцветными изразцами, как будто вышит крестиком, кладка стен дополнена керамическими наличниками, филёнками и колонками, надстроенный третий этаж и высокая кровля над средней частью дома придают ему характер русского терема.

Посольство Бразилии (особняк Анны Лопатиной), фото: wikimapia.com

Продолжая прогулку и оставив слева здание рядовой застройки середины двадцатых годов (Большая Никитская, 52), обратите внимание на розовый двухэтажный особняк городской усадьбы справа, в котором сейчас располагается посольство Танзании (Большая Никитская, 51). Особняк оформлен редкими для Москвы элементами барокко и рокайля. Владельцем дома был генерал-майор Поздняков, страстный театрал, у которого здесь размещался крепостной театр. Режиссером театра Позднякова был знаменитый Сила Сандунов, а его жена Елизавета учила крепостных актрис театральному мастерству.

Остановка №2: Москва 19-го века

Перекресток со Скарятинским переулком хорошо показывает, какой была Москва в 19 веке: двухэтажной, невысокой, такой непривычной сегодняшнему столичному жителю. Именно такой видел Большую Никитскую Михаил Булгаков, который некоторое время жил при школе, расположившейся в городской усадьбе Бибиковых-Васильчиковых (Большая Никитская, 46). Среди построек 19 века очень странно смотрится обычная кирпичная девятиэтажка (Большая Никитская, 43). Кстати, именно в этом доме создатели фильма «Служебный роман» поселили главную героиню в исполнении Алисы Фрейндлих.

Остановка №3: «Кормовая» слобода

Для того, чтобы составить более полное представление о московском модерне (напомним, что в начале прогулки мы видели его на примере особняка Рекка, в котором теперь располагается посольство Египта), нам стоит повернуть в так называемую «Кормовую» слободу. Улицы Хлебная, Скатертная, Столовая, Ножовая получили название по государственной поварской службе, которая размещалась здесь при Петре I. На перекрестке Хлебного и Малого Ржевского переулка стоят особняки, построенные на рубеже 19-20 веков и являющихся образцами архитектуры нового времени.

Собственный дом архитектора Сергея Соловьева (Малый Ржевский переулок, 6) – знаменитый дом-«бестиарий», ставший, возможно, еще одним прототипом дома Маргариты в романе Михаила Булгакова. Фасады и детали наполнены разными символами и аллегориями: лев у входа, как символ силы и мужского начала, летучая мышь – символ таинственности, совы – одни из самых популярных образов у художников и поэтов-символистов – символ мудрости и вечной жизни.

Дом архитектора Сергея Соловьева, фото: peshegrad.ru

Особняк золотопромышленника Ивана Некрасова (Хлебный переулок, 20/3), построен Р.И. Клейном (автором здания ГМИИ им. Пушкина) в традициях английской неоготики. Два больших плоских фасада сходятся на углу к полукруглому многогранному эркеру, состоящему из окон, выходящих сюда малых гостиных. Этот «эркер-стакан» – предтеча конструктивизма 20-ых годов. Интересен и особняк купца Грибова (Хлебный переулок, 15) в неоклассическом стиле, в создании которого принимали участие один из братьев Весниных (будущих лидеров конструктивизма). Середина дома украшена торжественным двойным портиком с колоннами, между парами колонн возлегают чугунные львы. С послевоенного времени в доме располагается резиденция посла и бюро военного атташе королевства Бельгии.

Резиденция посла Бельгии (особняк купца Грибов), фото: mosday.ru

Повернув с Хлебного переулка на Мерзляковский, который во второй своей части представляет собой район доходных домов, мы возвращаемся к Большой Никитской.

Остановка №4: Никитские ворота

С угла Мерзляковского переулка открывает чудесный вид на Храм Вознесения Господня в Сторожах у Никитских ворот. В народной памяти это место навсегда будет связано с именем Александра Сергеевича Пушкина. Именно здесь 18 февраля 1831 года состоялось венчание первого поэта России с восемнадцатилетней красавицей Натальей Гончаровой, чья семья жила неподалеку. «Я женат – и счастлив; одно желание моё, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», – писал поэт своему другу Плетнёву вскоре после свадьбы.

Фото: sobory.ru

Взглянув направо можно увидеть оживленную площадь Никитских ворот и уходящее в разные стороны Бульварное кольцо. Бульвар был разбит в начале 1820-х годов от Арбатской площади до Никитских ворот на месте снесённой стены Белого города. Когда-то здесь проходил оборонительный рубеж Москвы, от которого сегодня не осталось и следа. Площадь Никитских ворот, особенно в вечерних сумерках, напоминает маленькие площади Парижа – шумом воды фонтана «Пушкин и Натали», светом фонарей на бульварах и музыкой, доносящейся из Мерзляковского переулка, где находится музыкальное училище при консерватории им. Чайковского.

Площадь Никитских Ворот, фото: photo-moskva.ru

Пройдя мимо храма Большого Вознесения, обратите внимание на незаметную церковь Федора Студита с шатровой колокольней. Ее прихожанином долгие годы был не знавший поражений великий полководец Александр Суворов. Мы переходим на Малую Никитскую улицу и здесь начинается вторая часть нашего маршрута. Если устали, вы можете передохнуть на скамейках около фонтана. Если успели проголодаться, перекусить в суши-баре Buba by Sumosan (Малая Никитская, 10). В меню много вкуснейших суши (120-230 рублей) и роллов (380-450 рублей) с рыбой и морепродуктами и разнообразных блюд для вегетарианцев – японские пельмени-гедза с тофу и грибами шиитаки (320 рублей), шпинат с ореховым соусом (370 рублей), лапша удон с овощами (290 рублей) и многое другое.

Доходный дом на Большой Никитской,31. фото: mostreet.ru

Уходя с площади Никитских ворот, непременно обернитесь назад и оцените роскошный доходный дом (Большая Никитская, 31) начала 20-го века, увенчаное гигантским псевдобарочным куполом.

Остановка №5: особняк Рябушинского
(Малая Никитская, 6)

Впереди нас ждет одна из жемчужин не только московской, но и европейской архитектуры – особняк купца Степана Рябушинского (Малая Никитская, 6)., построенный в начале 20-з годов великим архитектором Федором Шехтелем. Особняк, по просьбе заказчика «утопленный» вглубь участка, сформировал, таким образом, невидимую воздушную границу между собой и соседними зданиями. Живой, с четырьмя разными фасадами, разновысокий, с плавными линиями, особняк является олицетворением силы природы в камне. Именно в этом, в продолжении природы через растительные, цветочные символы, через изображение морского и животного мира, а главное, через плавность и текучесть всего, что создано вокруг нас, и выражается смысл стиля модерн, так точно переданный архитектором.

Особняк Рябушинского, фото: peshegrad.ru

Создав великолепный образец московского модерна Шехтель, решил не только творческую задачу, но и угодил заказчику. Будущий хозяин особняка Степан Рябушинский, увидев его, долго разглядывал каждую деталь, а потом восторженно и несколько недоуменно произнес: «А любопытно таки получилось… Полагаю, в Европе ничего подобного и не видывали…».

Интерьер особняка Рябушинского (дом-музея М.Горького), фото: 5arts.info

После 1917 года особняк Рябушинского был муниципализирован, а с 1931 года здесь жил писатель Максим Горький. Сейчас здесь находится его дом-музей. Если позволяет время и силы обязательно посетите этот особняк, к оформлению интерьера которого был привлечен великий художник Михаил Врубель. Вход в музей, кстати, бесплатный!

Адрес: Малая Никитская, 6/2
Часы работы: ср-вск 11:00-17:30
Вход бесплатный

Остановка №6: Гранатный двор

Пройдя вперед по Малой Никитской мимо двух доходных домов, напоминающих уже не Париж, а северный Петербург, поверните в арку дома номер 10 и пройдите чудесным, как будто совершенно не городским палисадником на Гранатный переулок. Обязательно обратите внимание на здание Гранатного двора (ул. Спиридоновка, 3-5) справа по ходу движения. Дом был построен в 16 веке и здесь изготавливали разрывные снаряды. Кажется, что здание как будто углублено в землю, но на самом деле это Москва выросла.

Здание Гранатного двора, фото: sergeybond.livejournal.com

Оставив позади архитектуру 16-го века, возвращаемся в 19-й. С правой стороны чуть дальше за садовой оградой нам откроется вид на дворянскую усадьбу, которая напомнит о титуле Москвы как «столицы провинций» – тихом и спокойном городе, на два века лишенном столичного статуса. Перед вами особняк Зубова-Леонтьевых (Гранатный переулок, 4), построенный в типичном для послепожарной Москвы стиле ампир.

Остановка №7: Дом архитектора
(Гранатный переулок, 7, стр. 1)

Слева же по ходу нашего движения находится «жемчужина» улицы, ради которой и стоило идти по переулку – Дом архитектора (Гранатный переулок, 7, стр. 1), состоящий из двух частей. Первая из них – восхитительный особняк конца 19 века в неоготическом стиле, чьи стены красного кирпича резко контрастируют с белокаменными резными деталями.

Дом архитектора, фото: osobnyak-moscow.narod.ru

Вторая, центральная, часть была пристроена к особняку в 1938-41 годах. В здании явно прослеживаются черты итальянского палаццо эпохи Возрождения. Фасад решен в виде приставной декорации с тремя арочными порталами, который облицован красной керамической плиткой и декорирован светло-серым мрамором, белым искусственным камнем и золотой смальтой.

Дом архитектора, фото: kartakino.ru

Гранатный переулок приведет нас к перекрестку со Вспольным, на углу которого с Малой Никитской стоит серо-голубое здание, известное в Москве как «Дом Берии» (Малая Никитская, 28). Именно здесь в тридцатые-сороковые годы жил всесильный глава КГБ (тогде еще МГБ), наводящий страх на жителей страны. В народе хранится легенда, что и сейчас дух его владельца, расстрелянного после смерти Сталина, появляется в этом доме. Как к этому относятся сотрудники Посольства Туниса, которое занимает особняк сегодня – неизвестно.

Посольство Туниса («Дом Берии»), фото: updk.ru

Мы завершаем маршрут на Малой Никитской, проходя мимо еще одного особняка работы Шехтеля, великого архитектора эпохи модерн (Малая Никитская, 35), и снова оказываемся на шумной Садово-Кудринской, которая как бы возвращает нас из века девятнадцатого в век двадцать первый.

Теперь самое время как следует отдохнуть после прогулки и перекусить. Мы рекомендуем перейти Садовое кольцо в сторону к Новинскому пассажу (Новинский бульвар,31), в котором находятся сразу несколько кафе и ресторанов на любой вкус и кошелек. Среди них – демократичное городское кафе «Доможилов», ресторан Clumba Club c устричным и икорным баром в атриуме пассажа, модный ресторан перуанской кухни Chicha и гастрономическая достопримечательность Москвы – ресторан Selfie с меню от бренд-шефа Владимира Мухина (ресторан Whitre Rabbit, 18-е место в списке лучших ресторанов в мире).

Обсуждения