Йога-гид: 8 основных ступеней, которые ведут к просветлению

Интерес к йоге, появившейся на Западе всего пару десятков лет назад, постоянно подогревается новыми видами и интерпретациями. Релакс-йога, флоу, йога для мимики, каула-йога и другие. Они манят своей возможностью изменить жизнь к лучшему всего за 90 минут, но тратить это время на освоение асан и не углубляться в свои ощущения и мысли – значит ли это действительно что-то менять? Вряд ли, ведь самые глобальные и долговременные перемены начинаются изнутри. Чтобы качественно разобраться в том, что заключают в себе йога с ее частными видами, нужно знать несколько ступеней, которые, по мнению индийских гуру, ведут человека к просветлению. Ведь по сути йога нацелена именно на это – познание мира через познание себя.

Изучая и вникая в следующие понятия, мы поднимаемся на ступень выше. Это подтверждает еще одно значение слова «йога», о котором нам напоминает Дешикачар в «Сердце йоги» – «достижение того, что было раньше недоступным».

Шаг 1. Яма – постоянный контроль над своими действиями и чувствами за счет соблюдения пяти норм поведения:

  1. -Не причинение вреда;
  2. -Честность в мыслях, словах и поступках;
  3. -Не присвоение чужих вещей, статусов, идей;
  4. -Самоконтроль, дисциплина всех желаний;
  5. -Отсутствие алчности, накопительства, стремления заполучить все.

Шаг 2. Нияма – следование еще одному ряду правил, которые позволяют получить наивысший результат от медитаций:

  1. -Постоянное саморазвитие;
  2. -Чистота тела и чистота мыслей, души;
  3. -Накопление энергии внутри себя;
  4. -Удовлетворенность настоящим;
  5. -Отсутствие стремления изменить те вещи, которые мы изменить не в силах.

b0b08a63a7c37ad8262464b666958e89

Шаг 3. Асана – поза, в которой мы познаем свое физическое тело, концентрируемся на внутренних ощущениях

По словам Бориса Ориона, в асане мы «преобразуем неприятные чувства в радость». В идеале «тело должно перестать мешать и стать неактуальным, как во сне». Покровитель всех йогинов Горакшанатх считал, что «асан существует ровно столько, сколько существует живых существ», а индуистский бог Шива освоил 8 миллионов 400 тысяч асан, отобрав для своих последователей всего 84. Главные из них: совершенная поза, поза лотоса, поза льва и бхадрасана – «поза, приносящая благо».

Шаг 4. Пранаяма – управление жизненной энергией с помощью дыхания

Существует несколько упражнений, которые работают с нашими дыхательной и брюшной полостями. С помощью них мы массируем внутренние органы, улучшаем обонятельную систему, ускоряем циркуляцию крови или, наоборот, охлаждаемся после практики. Горакшанатх определил четыре признака пранаямы: вдох, задержка, выдох и объединение.

Шаг 5. Пратьяхара – тотальное сосредоточение на чувствах без привязки их к какому-либо объекту или субъекту

То есть если вы любите человека, то должны сконцентрироваться исключительно на любви и перестать думать о человеке. Пожалуй, пратьяхара – мощнейшая тренировка силы воли.

Шаг 6. Дхарана – уверенное состояние ума, которое вытекает из пратьяхары

Если на пятой ступени мы думаем о любви и испытываем еще ряд чувств безотносительно предметов и человека, то в дхаране мы должны сосредоточиться только на чем-то одном. В одном из философских индийских трактатов говорится, что в дхаране «задувание мыслей подобно задуванию свечи». Постоянный поток чувств и мыслей вдруг в одну секунду должен превратиться в мысль о чем-то одном.

Шаг 7. Дхьяна – в переводе с санскрита означает «созерцание», и по сути это та самая медитация, о которой мы постоянно говорим.

Только дхьяна подразумевает под собой ее чистейший вид, когда мы становимся одним объектом с чувством, на котором концентрировались в пратьяхаре и дхаране. В этом состоянии практикующий не осознает, что он медитирует и может находится в таком положении 144 секунды (или 12 дхаран).

Шаг 8. Самадхи – просветление.

Которое обретается за счет полного отказа от материальных благ и самоотдачи духовному миру.

b877c88e9676824d3b7c344ce23608ef

Сколько бы дней и ночей мы ни просидели в позе лотоса, наша жизнь не изменится к лучшему, если мы повышаем голос на самых близких и осуждаем неизвестных нам людей. Этот мудрый принцип пришел к нам из древности, когда расположения гуру потенциальные ученики могли добиться только благодаря самодисциплине. Гуру наблюдали за их семейной жизнью, поведением в одиночестве и во время работы и не могли допустить до практики тех, кто лгал, завидовал, кривил лицо и в целом вел себя недостойно. То есть не соблюдал яму и нияму.

Йога тогда была всего одна – раджа, объединяющая и ведущая к бессмертию. Затем из учения «Бхагават-гиты» появились карма-йога, джнана и бхакти, но продержались эти виды недолго и в современном мире утратили свою ценность. Зато следующие пять видов не только продолжают веками вдохновлять, но и исцелять от таких серьезных заболеваний, как рак, болезнь Альцгеймера, перелом конечностей и прочие.

В следующей статье мы расскажем об основных 5 видах йоги, которые сможет освоить каждый.