Как не ждать музу и генерировать новые идеи самому?

Творчество – это то, что наполняет нашу жизнь яркими красками. Но где же черпать вдохновение для новых идей? Что делать, если муза не торопится в гости? Помимо проверенного мозгового штурма или поиска озарения на Pinterest есть и множество креативных техник, которые помогут найти неожиданное решение практически для любой проблемы – придумываете вы сюжет картины или запускаете новый бизнес-продукт. Мы уже рассказывали вам, как стать более креативным, а сейчас предлагаем изучить 5 проверенных техник по генерации идей – пробуйте их для разных задач и находите идеальные для себя. 

1. Обратный мозговой штурм 

Наверняка вы уже хорошо знаете, что такое мозговой штурм (или брейнсторминг), и не раз использовали его для решения творческих задач. Но вот работали ли вы с техникой обратного мозгового штурма? Эта методика подразумевает выполнение действий в обратном порядке, что заставляет мозг по-новому смотреть на привычные вещи.

Обозначьте проблему и запишите её. Например, вам надо повысить число постоянных клиентов вашей кофейни. Теперь переверните задачу: вам надо уменьшить число гостей. И начинайте думать, что нужно сделать, чтобы в ваше заведение ходило как можно меньше людей. Вы начнёте размышлять, в какие кофейни вы бы не стали возвращаться сами, открывая неожиданные аспекты задачи. Накидывайте любые варианты, не задумываясь над ответами и не критикуя их. Это будет простой и весёлый креативный процесс: вы словно сыграете в игру с собственным мозгом. Вы бы не вернулись в кофейню с невкусным кофе, слишком громкой музыкой, чересчур болтливым или угрюмым бариста, неудобной мебелью или некрасивой посудой.

Запишите получившиеся варианты, а затем переверните их. Наверняка среди новых идей вы найдёте очень неочевидные, но при этом потенциально гениальные. Эта техника работает не только для профессиональных задач: попробуйте таким же образом подбирать подарки.

Проблема: надо выбрать классный подарок подруге. Переворачиваем: что подарить ей, чтобы она осталась недовольна? Вспоминайте, что она не любит, и находите обратные решения, которые ей подойдут.

2. SCAMPER



SCAMPER – это аббревиатура, составленная из названий модификаций, которые вы можете применить к своей задаче.

  • Substitute – 'заменить'. Попробуйте заменить какую-то часть: участников команды, ингредиент блюда, элемент дизайна, часть названия. Например, вы придумываете новый вид велосипеда. Что можно заменить в существующем? Поставьте вместо колёс лыжи, и вы получите принципиально новое средство передвижения.
  • Combine – 'комбинировать'. Сочетайте характеристики нескольких продуктов, возможности разных инструментов. Совместите велосипед с электромотором, и у вас получится подобие мотоцикла.
  • Adapt – 'адаптировать'. Найдите аналоги вашего продукта или задачи в других областях и примените их решение к своей ситуации. Мотоциклы с коляской? А почему бы не создать велосипед с боковым прицепом?
  • Modify – 'модифицировать'. Как можно модифицировать велосипед? А что, если сделать всепогодный велосипед с крышей?
  • Put (to another use) – 'найти новое применение'. Как ещё можно использовать велосипед? Он может стать элементом декора, вешалкой или вывеской для магазина.
  • Eliminate – 'устранить'. Что можно убрать из велосипеда? Уберите одно колесо, и получится ещё один вид транспорта – моноцикл.
  • Reverse – 'перевернуть'. Подумайте, что можно сделать наоборот? Что будет, если переставить руль назад и превратить его в подлокотники, с помощью которых можно управлять велосипедом?

Эта креативная техника была придумана Бобом Эберле сравнительно недавно – в 1997 году. Подразумевается, что необходимо последовательно модифицировать задачу по каждой из семи позиций. Но для некоторых творческих задач можно использовать лишь некоторые пункты или всего один. Придумываете вы мифического персонажа для книги или картины, ищете рецепт нового блюда, создаёте предмет одежды – в самых разных случаях эта техника может стать отличным способом для генерации новых идей.

3. Ящик идей



Суть этого метода заключается в перебирании и разных комбинациях атрибутов вашей задачи. На самом деле ящик идей – это вовсе не ящик, а таблица с огромным количеством возможных комбинаций.

Для начала вам следует выбрать атрибуты своей проблемы. Допустим, вы хотите придумать, как можно необычно отпраздновать свой день рождения. Теперь задумайтесь над характеристиками задачи. Какие у праздника могут быть характеристики? Начнём, например, с формата. Как празднуют дни рождения? Это может быть вечеринка с громкой музыкой, пикник, поход в театр, прогулка на лошадях и т. п. Следующая характеристика – время. Когда вы можете отметить день рождения? Обычно такой праздник отмечают в выходные. Можно записать в этот столбик неожиданные решения – понедельник, полгода спустя, утро. Далее задумаемся над местом торжества. Это может быть ваша квартира, кафе, крыша дома, гараж родителей.

Когда все характеристики обдуманы и структурированы в аккуратной таблице, приступайте к магии. Произвольно соедините слова из разных столбцов. Например, «пикник», «утро» и «крыша дома». И вот у вас совсем новая идея – позвать друзей на завтрак на крыше. Можно даже устроить это в будний день. Вы будете получать и странные, труднореализуемые, и свежие, неожиданные идеи, но среди них наверняка найдётся то, что вам нужно.

4. Метод Леонардо да Винчи

Один из самых знаменитых креативщиков всех времён и народов Леонардо да Винчи изобрёл свой собственный метод создания новых идей. Он просто брал в руки карандаш, отпускал мысли и начинал беспорядочно рисовать на листе бумаги каракули. А затем вглядывался в получившиеся художества и выискивал там образы – благодаря этому методу родились некоторые его гениальные изобретения. Такой способ расслабления подсознания лучше всего подойдёт для решения художественных задач, когда вам надо что-то визуализировать. Но он может также стать источником вдохновения и для самых разных заданий: вы увидите всевозможные образы, на первый взгляд с вашей задачей не связанные, создадите множество новых ассоциаций и вытащите из глубин разума неожиданные идеи.

5. Автобус, кровать, ванна



Вы замечали, что нередко озарение приходит к вам, когда вы его совсем не ждёте? Вот вы всю неделю ломали голову над названием для своей статьи, а решение неожиданно пришло, когда вы стояли в пробке по пути домой. Весь день вы не могли решить, как поздравить родителей с годовщиной свадьбы, и вот вы наконец-то добрались до тёплой ванны – и вас озарило. Или вы давно не могли придумать достойное завершение новой главы книги, как вдруг увидели сюжет во сне. Это явление получило название 3 Bs of creativity ('3 B креативности') – автобус (bus), кровать (bed) и ванна (bath). Когда вы собираетесь ложиться спать, расслабляетесь в ванной или путешествуете, ваш мозг не сосредоточен на проблеме напрямую, но подсознание продолжает «обрабатывать запрос». Неслучайно закон Архимеда был открыт математиком, когда он принимал ванну, а физик Нильс Бор увидел модель строения атома во сне – до этого он долго размышлял на эту тему, программируя своё подсознание на решение задачи.

Этот метод работает благодаря своеобразной «инкубации идей»: мы словно помещаем свою проблему в инкубатор и ждём, пока она там созреет и станет новой идеей. Чтобы взрастить идею в таком инкубаторе, может потребоваться достаточно много времени, так что не ждите, что ответ найдётся сам собой, когда вы наберёте ванну тёплой воды, расстелете постель или сядете в автобус. Но, если вы будете постоянно размышлять о своей задаче, желать найти её решение и направлять подсознание в нужное вам русло, ответ обязательно придёт в неожиданный момент, когда вы уже, казалось бы, забыли о своей задаче и переключились на другие дела. Наше подсознание непрерывно работает, даже когда вы обдумываете планы на день в душе, пытаетесь вычислить, как объехать пробку, или спите. Не зря же говорят, что утро вечера мудренее.

Продумываете вы идею для рекламной кампании, взяли в руку кисть для рисования или готовите блюдо на ужин – креативные техники помогают находить решения в любых сферах для задач любого масштаба. Не ждите музу, чтобы творить! А где вы черпаете вдохновение, когда нужно придумать что-то новое? Давайте делиться находками в социальных сетях How to Green!