В чём суть движения Slow Food и как оно появилось?

Дарья Старостина

Вы наверняка слышали о таком понятии, как slow food. Словосочетание давно стало именем нарицательным, обозначая определённое отношение к еде (в противоположность fast food) – осознанное. Однако на самом деле Slow Food – это международное движение. Как оно зародилось и чем занимается, вы узнаете в сегодняшней статье на How to Green.

Как было создано движение Slow Food?

Идея о создании организации, которая бы выступала против мирового засилья фастфуда, пришла к журналисту Карло Петрини не сразу. Началось всё в 1986 году, когда в самом центре Рима открылся первый итальянский «Макдоналдс». Петрини, как и многие другие итальянцы, был возмущён. Будучи человеком дела, во время открытия «Макдоналдса» на той же площади Карло устроил традиционную итальянскую трапезу, главным блюдом которой была привычная его согражданам паста. Ресторан быстрого питания всё же открыли, но по договорённости журналиста Петрини с властями уменьшили знак логотипа компании, а затем и вовсе убрали всю рекламу заведения. Это было первой, пускай и не столь существенной победой. Карло понимал, что одного этого успеха недостаточно: было необходимо создать организованное движение, которое отстаивало бы гастрономические традиции всех стран мира. Так в 1989 году в Париже состоялось первое официальное собрание Международного движения слоуфуд (International Slow Food movement). Тогда же был подписан и Манифест движения.

Масштаб распространения Slow Food набирал обороты, и к концу 90-х это было уже глобальное движение, по принципам которого еда должна соответствовать трём главным правилам: быть свежей и сезонной, доступной в цене и не наносить вред окружающей среде. Сейчас Slow Food также борется против неразумного распределения еды, провоцирующего голод в странах третьего мира, и продвижением продовольственного биоразнообразия. Карло Петрини – знаковая фигура нашего времени, и, когда издание The Guardian составляло список «50 человек, которые могут спасти нашу планету», основоположник движения был в него включён.

Европейские традиции против транснациональных корпораций

Южные европейцы (итальянцы, греки, испанцы, французы) всегда придавали огромное значение еде. Именно поэтому в Европе транснациональные корпорации, предлагающие фастфуд, вызвали такую негативную реакцию. Эти корпорации исходят из того, что еда – это не более, чем удовлетворение физиологических потребностей, поэтому чем быстрее ты «закинешь» в себя необходимое количество белков, жиров, углеводов и витаминов, тем лучше. Такой подход глубоко противен европейскому укладу жизни. Именно поэтому идея слоуфуда так быстро прижилась во многих европейских странах, особенно в Италии. В целом в южной Европе фастфуд был побеждён. Хотя, конечно, у каждой из этих стран есть собственные традиции «фастфуда», который является частью местной кухни, например пицца в Италии или гирос в Греции. Но это, как правило, то, что готовится в ресторанах из местных продуктов.

Сейчас движение Slow Food разрослось в крупную международную организацию, которая охватывает сто пятьдесят стран и сотни тысяч членов, включая врачей, фермеров, диетологов и рестораторов. Идеология Slow Food тоже расширилась. На данный момент у движения множество целей: возрождение культуры питания, защита биоразнообразия, обучение детей сенсорному восприятию пищи, поддержка фермеров, поставляющих местную продукцию на рынок.

Пища должна быть натуральной и производиться в непосредственной доступности для потребителя, поскольку любая транспортировка и технологии хранения отрицательно сказываются на качестве продуктов.

Почему так важно покупать локальные продукты?

Slow Food, как и другие движения вроде Eat Local, продвигает идею употребления в основном местных продуктов. Почему это так важно? Если говорить о приоритете натуральности, то лучше местных продуктов сложно себе что-то представить. Они свежие, не нуждаются в консервации и специальных технологиях хранения, в отличие от привезённых с другого конца света. Даже если вы покупаете исключительно органические продукты с проверенным сертификатом, необходимо понимать, что логотип продукт получает в момент упаковывания, после чего производитель за него уже не отвечает. Как бы заботливо ни был выращен овощ или фрукт, все его полезные качества исчезают, если вы покупаете его далеко от места производства. Так что идеальный вариант – местные продукты. Причём желательно произведённые не в промышленном масштабе, а на ферме. Можно как найти такие продукты на рынках, так и заказать доставку непосредственно на сайтах самих ферм.

И не забывайте про сезонность. Как бы вам ни хотелось съесть в феврале салат из свежих помидоров и огурцов, эти овощи в это время года не растут в средней полосе, так что их употребление будет далеко не самым полезным.

Здоровое питание, как и здоровый образ жизни, – одна из важнейших частей повседневной экологии: при изготовлении того же фастфуда производится огромное количество вредных отходов, а во время экспорта продуктов в другие страны транспорт загрязняет окружающую среду. Это ещё один довод в пользу пищи местного производства.

Идеология международного движения Slow Food очень близка принципам How to Green. Мы точно так же ратуем за натуральные и полезные продукты, поддержку местных производителей, локальность и сезонность употребляемой еды. Мы, разумеется, не призываем вас навсегда забыть про бананы или ананасы, находясь не в тропиках, но при покупке, скажем, яблок или моркови, выбирайте местные. А ещё лучше отправляйтесь за ними на рынок – выбор локальных овощей, фруктов и зелени там обычно куда шире, чем в супермаркетах.