How to live/Советы

Repost: 8 способов зацепить своим текстом

7105

Американский классик Уильям Фолкнер сказал: «Если внутри вас есть история, она должна проявиться». И не важно, что это: одно предложение про погоду или критика нового сериала. Если вы и дня не можете прожить без блокнота и ручки, то прямо сейчас запишите всё, что транслирует ваше сознание, а во время редакции доведите написанное до совершенства с помощью наших простых суперправил. Журналист Дарья Белоглазова поделилась с How to Green секретами текста, который заинтригует, влюбит в себя и заставит нажать Repost.

1) Используйте сильные глаголы

Глаголы – это электричество. Они оживляют всю историю и делают её сильной... Или слабой. Здесь решаем мы. Давайте разберём пример со словом «сказать». Какая картина вырисовывается у вас, когда вы читаете предложение «Он сказал: «Прощай!»? Не очень красочная, правда? А теперь вспомним все синонимы: прожужжал, завопил, крикнул, промычал и так далее. Посмотрите, сколько вариантов! Они делают текст любого масштаба сочным.

Домашнее задание от писателя и блогера Эшли Абрамсон. Выделите в своём тексте все глаголы, которые попадаются на глаза. Большую часть из них замените на синонимы. К глаголам, которые заменить невозможно, добавьте наречия.

2) Один текст = одна мысль

Шеф-редактор журнала Vogue Анастасия Соколова в своей книге «Как стать лучшим редактором глянца» пишет: «Первое правило редактора: один текст = одна мысль». Это правило выделено в книге курсивом подчёркнуто красным. А в голове оно должно быть подчёркнуто трижды. Несмотря на то что нас иногда разрывает от эмоций, идей, выводов, здесь нужно забыть про эгоизм (ну и что, что у нас накопилось и некуда выплеснуть?) и учесть, сколько похожей информации проходит через нашего адресата в течение дня. Пожалейте его и перед написанием текста ответьте себе на вопрос: «Что самое важное я хочу донести?». Правильно сформулированный ответ спасёт вас от графоманской пропасти. А именно – от неупорядоченного потока сознания, который мы обычно видим в персонализированных блогах.

Домашнее задание. Прочитайте 5 статей разной тематики и изложите суть каждой статьи в одном предложении.

3) Больше деталей, круче примеры!

Мы ответственны за наше искусство, ведь оно нередко является катализатором перемен в жизни людей. И чтобы эти перемены произошли как можно скорее, важно поселить в голове читателя мощный посыл-образ. «Удивительный», «интересный», «классный» – это не описание, а попытка наградить существительное дополнительным словом. Сравните «грустное лицо» – и «губы, уставшие от забот», «розовый» – и «пионовый». Кроме метких эпитетов, не забывайте про наглядные примеры из истории и культуры: «Фигура как у Рене Зеллвегер в культовой комедии», «Для того чтобы описать хаос на вечеринке, не хватило бы даже таланта Босха» и всё в таком духе. Новые имена или интересные сравнения всегда попадают в цель, ведь читатель ценит нас именно за инфотейнтмент (от information – 'информация' и entartainment – 'развлечение'), информирование через развлечение.

Домашнее задание. Найдите по шесть ярких чётких альтернатив для каждого эпитета. 1. Увлекательный фильм; 2. Дизайнерский подход; 3. Красный пиджак; 4. Забавное замечание.

4) Ближе к делу

Первый абзац (лид) в любой статье должен затрагивать главную мысль текста, то есть являться спойлером того, о чём мы будем рассказывать следующие три страницы. Так, любую историю можно начать от частного к общему или от общего к частному. Если речь идёт о breaking news (например, час назад учёные нашли таблетку от всех страданий), то вряд ли первые два предложения мы будем говорить об истории таблеток. В соцсетях всё немного иначе. Метод от частного к общему для «Инстаграма» и «Твиттера» не эффективен, поэтому его заменяет короткий пост-вдохновение с цитатой, названием последнего сингла Фрэнка Оушена или вау-фактом. Когда дело доходит до анонса мероприятия / новой статьи / продукта, то в формуле «от общего к частному» про «частное» можно забыть. Здесь задача – уложить главную мысль в одно-три предложения.

Пример «от частного к общему»: «Хмурые скалы, синее отражение в воде и лёд, лёд, лёд – на этом острове мы не хотели оставаться ни минуты, но прожили там полгода». У читателя сразу образ острова + вопрос «что их, сумасшедших, заставило там остаться?».

Пример «от общего к частному»: «Гренландия пленила нас на полгода. Регулярные –47 °C спустя пару минут на острове были уже ни при чём». Цепляют название острова + интересный факт про низкую температуру. Читатель с первого слова понимает, что речь пойдёт о красоте и особенностях Гренландии.

Домашнее задание. Придумайте два разных вступления для следующих инфоповодов. 1. Открытие кафе How to Green; 2. Весенний детокс; 3. Путешествие в Париж.

5) «Нет» штампам

То, что нам уже хорошо знакомо, не может нас зацепить, поэтому мы проходим мимо штампов, хотя они и обращают на себя наше внимание. Три года назад The Washington Post от этих самих штампов очень устали и «выплакались» в форме статьи 200 journalism cliches and counting. В российской журналистике тоже накопилось немало примеров: «Горят глаза», «Всем известно, что...», «Идея проекта возникла 20 лет назад...», «Хотите выглядеть, как…? Тогда вам…!». Список, к сожалению, бесконечный и очень популярный. Фразы из него отпугивают читателя своей неискренностью. А ведь искренность – это первое, зачем человек обращается к контенту. Ему нужны свежесть, эмоции и вдохновляющая пощёчина.

Домашнее задание. Выберите из статьи The Washington Post 10 штампов и найдите для каждого замену.

6) Предложения короче, проще, ярче

Склеивая слова в предложения, мы конкурируем за своего адресата с другими СМИ, блогами и издательствами. Стоит нам дёрнуться в сторону сложных метафор, как читатель теряет фокус и закрывает текст. Такая скорость медиапотока заставляет взвешивать каждую поставленную запятую.

Километровые предложения – сразу нет. Объяснение на примере первого закона Ньютона – оставляем для журналов про кибернетику. Сложность – давно не круто. Зато знаете, что круто? Когда прочитал статью и смог пропустить через себя каждое предложение. Разбивайте текст на главы, а главы – на абзацы по три-пять предложений. Выделяйте основную мысль курсивом или полужирным. Выносите цитаты. Если предложение занимает больше двух строк, дробите его на несколько маленьких.

Домашнее задание. Откройте любую главу «Анны Карениной», выберите четыре абзаца подряд и карандашом разделите длинные предложения на более короткие. Именно благодаря романам Льва Николаевича появилось понятие «толстовские предложения».

7) Эффект присутствия и интерактивность

За каждым текстом стоит человек, у которого есть целый пакет суждений, заметок и уникальных шуток. Самое обидное, что при написании текста у многих авторов это куда-то исчезает. Или, что ещё обиднее, превращается в надоевшее «А вы любите смотреть сериалы по пятницам?» в конце каждого инстаграм-поста.

Ваш курс – это индивидуальность. Всегда! И эта индивидуальность должна чувствоваться через:

1. Короткие риторические вопросы («Думаете, в этом дело? Сомневаюсь»);
2. Призывы к действию, которое мы сделаем за них («Давайте вспомним последнюю книгу Колина Кэмпбелла, где он...»);
3. Тонкий юмор, остроумие;
4. Междометия, рассказывающие о ваших эмоциях («Хм», «Вау!», «Упс»).

Это самые простые способы проявить себя в тексте живым человеком. В конце концов, интерактивность – одна из важнейших функций СМИ в XXI веке.

Домашнее задание. Внесите в свой текст все четыре интерактивных приёма.

8) Показывайте, а не пишите

Любимый классик Антон Чехов оставил нам верный ключ к сердцам читателей: «Не говорите мне про свет луны; лучше покажите, как лунный свет мерцает в треснутом бокале». Предугадывая ваши недоумения: данный подход не идёт вразрез с простотой текста. Он делает простоту магической.

Сравните два предложения: «Мои глаза наполнились солёными, горячими слезами» и «Я заплакал». Конечно, так не стоит «вырисовывать» каждую фразу (особенно если вы пишете для соцсети). Но если вы делаете «эмоциональную ставку» на абзац с историей расставания, то хотя бы одно предложение должно проходить через читателя как ток.

Домашнее задание. Раскройте следующие тезисы до тонких, чувственных описаний. 1. Был рассвет; 2. Кэйси вышла из комнаты; 3. Самолёт взлетал; 4. Он коснулся моей руки; 5. Зазвонил телефон.

Книги для вдохновения

  1. «Пиши, сокращай», Максим Ильяхов и Людмила Сарычева;
  2. «Как стать лучшим редактором глянца», Анастасия Соколова;
  3. «Основа творческой деятельности журналиста», Елена Черникова;
  4. «Слово живое и мертвое», Нора Галь;
  5. «Контент – это валюта», Джон Вюббен;
  6. «Как писать убедительно», Джеральд Графф.

В книге под номером три замечено: «Разве можно научить творить? Нет. Следует только напомнить человеку, что он может созидать. Научить человека творить – значит научить его быть внутренне свободным. Это самый драгоценный вид свободы».

Обсуждения

По теме